Главная · Социология · Гедеон судья израиля. Гедео́н, судия Израильский. Освобождение от филистимлян. Правление Самуила

Гедеон судья израиля. Гедео́н, судия Израильский. Освобождение от филистимлян. Правление Самуила

Библия и, в частности, Ветхий Завет, содержат множество историй о том, как Бог действовал через различных людей. Одним из таких людей был Гедеон. Данная статья является библейским уроком по его жизни.

Гедеон: предыстория (Судей 6:1-10)

Что касается времени, рассматриваемая нами история происходила в период, когда Израилем правили судьи. До Гедеона судьей-правителем была Девора, женщина, избранная Богом, при правлении которой «покоилась земля сорок лет» (Судей 5:31). Однако этот покой не мог длиться вечно. В Судей 6:1-6 говорится:

Судей 6:1-6
«Сыны Израилевы , и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет. Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления. Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. И весьма обнищал Израиль от Мадианитян [...]».

После сорока лет мира и покоя Израиль оказался под игом мадианитян. Как мы видим из текста, мадианитяне наносили Израилю такой ущерб, что не оставалось «для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла» (Судей 6:4). Однако все эти беды постигли Израиль не случайно. В Судей 6:1 указывается их причина:

Судей 6:1
«Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа , и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет».

«Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа». Вот за что они были притесняемы врагами , хотя это притеснение имело и положительный результат. Действительно, в Судей 6:6 говорится:

Судей 6:6
«И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, И [как следствие этого обнищания – прим. авт.] ВОЗОПИЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ К ГОСПОДУ».

Именно по причине невыносимого притеснения врагами Израильтяне возопили к Господу. И, кстати, такое происходило уже не раз. Очень часто они совершали зло в глазах Бога, поклоняясь идолам, но, как только их постигали бедствия, они обращались от зла и искали истинного Бога . В Судей 6:7-10 говорится о том, как Бог отвечает на их мольбы:

Судей 6:6-10
«И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу. И когда возопили сыны Израилевы к Господу на Мадианитян, послал Господь пророка к сынам Израилевым, и сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта, вывел вас из дома рабства; избавил вас из руки Египтян и из руки всех, угнетавших вас, прогнал их от вас, и дал вам землю их, и сказал вам: "Я--Господь Бог ваш; не чтите богов Аморрейских, в земле которых вы живете"; но вы не послушали гласа Моего».

В ответ на мольбы израильтян Бог послал пророка, который донес до них Его слово, обличающее их в содеянном. Однако это было лишь начало. В следующих разделах статьи мы увидим, что еще сделал Бог.

Гедеон: начало (Судей 6:11-35)

После того, как Бог послал пророка с обличением к Израилю, следующим Его действием стал призыв человека по имени Гедеон. Вот что говорится в Судей 6:11-12:

Судей 6:11-12
«И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!»

Читая о явлении ангела Гедеону, не стоит представлять себе светловолосое создание в белых одеждах, шумно взмахивающее огромными белыми крыльями. Такое представление об ангелах – не более, чем миф и плод воображения. На самом деле, нигде в Библии не говорится о том, что у ангелов есть крылья, что они светловолосы или одеты в белые одежды. Библия называет их лишь «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евреям 1:14).

Возвращаясь к нашей основной теме, обратим внимание на то, как Бог, в лице этого ангела, приветствует Гедеона. Он называет его «мужем сильным». А ведь Гедеон был всего лишь бедняком, тайно выколачивающим пшеницу, чтобы скрыть ее от мадианитян. И тем не менее, в глазах Бога он был мужем сильным, мужем, который, как мы увидим позже, доверял Богу и следовал за Ним, послушно выполняя все Его указания. В следующих стихах мы читаем ответ Гедеона на приветствие ангела:

Судей 6:13-14
«Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя».

Гедеон подверг сомнению тот факт, что Бог был с Израилем, учитывая все постигшие их бедствия. И все же, проблема была не в том, что Бог не был с ними, а в том, что ОНИ не были с Богом . В ответ на вопросы Гедеона Бог повелел ему действовать, обещая, что он станет избавителем Израиля. «Я посылаю тебя», - сказал ему Бог. Действительно, его послал сам Бог. Гедеон не мог сам решиться на подобный подвиг. Он был занят выколачиванием пшеницы в точиле и думал только о том, чтобы мадианитяне его не заметили! В Судей 6:15-16 мы читаем ответ Гедеона:

Судей 6:15-16
«[Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в [колене] Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека».

Людям не трудно следовать за человеком, уже занимающим руководящий пост, таким, например, как царь или военачальник. Но кто последовал бы за Гедеоном? Он не был никому известен. И тем не менее, Бог еще раз заверяет его в том, что ОН сам будет с ним. «Я буду с тобою , и ты поразишь Мадианитян, как одного человека», - сказал Он Гедеону. Именно поэтому у Гедеона не было причин для страха. И все же, он сомневался:

Судей 6:17-24
«[Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего. Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: [увы] [мне], Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой» [«Иегова Шалом» означает «Господь - мир» - прим. авт.].

Здесь мы видим первое упоминание того, что Гедеон просил Господа о знамении и получил его. Однако этот раз был не единственным. Далее мы увидим, что такое происходило несколько раз и в одном из таких случаев описывается расстилание Гедеоном шерсти. На данном этапе мы воздержимся от возможных комментариев по поводу тех знамений, о которых просил Гедеон, а также по поводу практики прошения знамений у Бога вообще. Сейчас же достаточно отметить, что Гедеон знал волю Бога относительно всей ситуации еще до прошения о знамении. Он не просил Бога о знамении с целью определить Его волю. Он лишь просил о подтверждении того, что Бог и так ясно ему сказал, и что, по сути, и было Его волей. На эту просьбу Гедеона Бог ответил положительно и дал ему знамение.

Бог продолжал говорить с Гедеоном даже ночью. В Судей 6:25-27 говорится:

«В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем, и поставь жертвенник Господу Богу твоему, на вершине скалы сей, в порядке, и возьми второго тельца и принеси во всесожжение на дровах дерева, которое срубишь. Гедеон взял десять человек из рабов своих и сделал, как говорил ему Господь; но как сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города, то сделал ночью».

Бог повелел Гедеону разрушить жертвенник Ваала и срубить священное дерево, растущее при нем. Существование этого жертвенника и священного дерева, а также гнев людей, вызванный их уничтожением, о котором мы узнаем из следующих стихов (см. Судей 6:28-30), подтверждают тот факт, что злом, совершаемым Израилем перед Господом, было идолопоклонство. Из этих событий мы также можем сделать вывод, что к Господу обратился не весь Израиль, а лишь часть народа взыскала Его. И все же, ради тех некоторых, обратившихся к Нему, Бог собирался освободить весь народ.

Итак, мы прочли о том, как Бог явился Гедеону после того, как израильтяне воззвали к Нему, и как Он сообщил Гедеону, что сделает его избавителем Израиля. Давайте посмотрим, что произошло дальше:

Судей 6:33-35
«Между тем все Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли [реку] и стали станом на долине Изреельской. И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним. И послал послов по всему колену Манассиину, и оно вызвалось идти за ним; также послал послов к Асиру, Завулону и Неффалиму, и сии пришли навстречу им».

Враги Израиля, «мадианитяне, амаликитяне и жители востока», все собрались в одном месте. В это время Бог побуждает Гедеона отправить гонцов ко всем израильтянам с призывом следовать за ним. Обратите внимание, что именно Бог вложил Гедеону в сердце решение начать битву в этот момент, побудив его созвать народ. Мы еще раз убеждаемся, что именно Бог был стратегом и военачальником этой битвы, а Гедеон лишь воплощал в реальность Его замыслы. Если бы Бог не давал Гедеону указаний, он никак не мог знать, каких действий ожидает от него Бог. И если бы Гедеон, в свою очередь, не принимал этих указаний с верой и не действовал бы в соответствии с ними, воля Божья не была бы воплощена в реальность. Таким образом, успех всей операции зависел от взаимодействия Бога как главнокомандующего и Гедеона как исполнителя Его замыслов. Принятие решений и их исполнение не были полностью в руках Гедеона – Бог принимал решения, а Гедеон исполнял их. Если мы хотим исполнять волю Божью, нам следует придерживаться того же принципа: Бог, со своей стороны, должен явить нам Свою волю (что Он и делает, посредством Своего Слова или откровения), а мы, со своей стороны, должны действовать соответственно Его воле.

Гедеон расстилает шерсть (Судей 6:36-40)

После того, как Израиль собрался, чтобы следовать за Гедеоном, он вновь попросил Бога о знамении. В Судей 6:36-40 говорится:

Судей 6:36-40
«И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, КАК ГОВОРИЛ ТЫ, то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса».

Этот отрывок, описывающий явление, называемое «расстиланием шерсти», к сожалению, очень часто используется в неправильном понимании как аргумент в пользу практики определения Божьей воли посредством знамений. Таким образом, одни определяют волю Божью, подбрасывая монетку, другие «Библейской лотереей» (открывая Библию на случайной странице), третьи – еще каким-либо подобным способом. Однако, приведение в качестве оправдания подобных действий примера «расстилания шерсти» Гедеоном в любом случае будет неправильным. Почему? Потому что, расстилая шерсть, Гедеон не стремился определить волю Божью, а просил подтверждения того, в чем, как он уже знал посредством откровения, состояла воля Божья . Действительно, в Судей 6:36 говорится: «И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты ...». Фраза «как говорил Ты» подтверждает тот факт, что Гедеон уже знал, в чем состояла Божья воля . А значит, он просил знамения не для того, чтобы определить волю Божью, а для подтверждения того, в чем, как он уже знал, состояла Божья воля . Что касается знамений, стоит также отметить, что в Слове Божьем ни разу не говорится о том, что Бог обязан дать нам знамение, если Он уже открыл нам Свою волю в текстах Писания или посредством откровения. Если воля Бога нам не известна, мы можем попытаться узнать, в чем она состоит. Для этого мы изучаем Библию и, если не находим четкого ответа в Библии, молимся Богу, прося явить ее нам в откровении. Но мы не должны устанавливать рамки или указывать Богу, в какое время и в какой форме Он должен нам ответить. Слово Божье не обязывает Бога давать нам ответ, который бы нам понравился, равно как и давать нам ответ тогда, когда мы хотим его услышать. Вместо этого, Бог, будучи по своей природе любящим и заботящимся Богом, не может не дать нам наилучший ответ именно в тот момент, который Он Сам считает наиболее подходящим. Что же касается прошения о знамениях, единственное, в чем мы можем быть уверены, основываясь на Божьем Слове, так это в том, что Бог обязательно поможет нам следовать Своей воле (если мы сами хотим этого). Однако никто не может указывать Ему, как именно Он должен помогать нам в этом. Он поступит так, как Сам считает нужным. Если на что-то есть Божья воля, то Бог до конца будет укреплять нашу уверенность, даже если потребуется сделать так, чтобы расстеленная шерсть осталась сухой, в то время как все вокруг будет покрыто росой, или послать нам ободряющий отрывок из Библии через... «Библейскую лотерею» - то есть, все, что потребуется для того, чтобы мы поверили Ему и исполнили Его волю. Никто не утверждает, что Бог не использует знамения, чтобы помочь нам следовать Его воле. ОДНАКО, если знамения и посылаются, то не в качестве альтернативы Божьему Слову, а как подкрепление нашей веры в то, что нам уже открыто – посредством Библии или откровения – относительно воли Божьей.

В продолжение темы знамений я хочу добавить, что самое большое знамение, указывающее на то, что за происходящим стоит Бог, это течение событий. Все, что исходит от Бога, совершается в полной гармонии с Его Словом. Как написано в Притчах 10:22:

Притчи 10:22
«Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит».

И как написано о Боге в Ефесянам 3:20 :
«[...] Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем [...]».

Кроме того, в Иакова 1:16-17 говорится:
«Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».

Все, исходящее от Бога, – СОВЕРШЕННЫЙ ДАР. Он больше всего, о чем мы просим или о чем помышляем. ОН НЕ ПРИНОСИТ НИКАКОЙ ПЕЧАЛИ. Идет ли речь лишь о данном моменте, о каком-либо недолгом периоде времени или о наших дальних планах на будущее, Его дар совершенен в любое время и для любой цели. И, напротив, все, исходящее от дьявола, рано или поздно приведет к противоположному результату – слезам, ранам и боли . Все вышесказанное ни в коем случае не означает, что события, сопровождаемые гонениями, не могут исходить от Бога. Слово четко предупреждает: «В мире будете иметь скорбь» (Иоанна 16:33). Однако, даже подвергаясь гонениям и скорби, мы не будем лишены Божьей поддержки и утешения, сопровождающих всех, кто следует за Ним. Этого у нас отнять не может никто.

Гедеон: победа над мадианитянами (Судей 7)

Вернемся к истории Гедеона. Увидев чудо с расстеленной шерстью, он укрепился в своей уверенности. Однако время битвы еще не настало. Более того, когда израильтяне собрались вместе, готовясь дать отпор могущественной армии, перед лицом такой опасности Бог предлагает Гедеону сократить численность воинов! В Судей 7:1-2 говорится:

«Иероваал, он же и Гедеон, встал поутру и весь народ, бывший с ним, и расположились станом у источника Харода; Мадиамский же стан был от него к северу у холма Море в долине. И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: "моя рука спасла меня"».

Бог хотел, чтобы израильтяне увидели, что ОН – БОГ, Бог, способный дать победу, каким бы многочисленным ни был враг. Поэтому Он велел Гедеону сократить армию. В Судей 7:3-8 говорится:

«Итак провозгласи вслух народа и скажи: "кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада". И возвратилось народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось. И сказал Господь Гедеону: все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе; о ком Я скажу: "пусть идет с тобою", тот и пусть идет с тобою; а о ком скажу тебе: "не должен идти с тобою", тот пусть и не идет. Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место. И взяли они съестной запас у народа себе и трубы их, и отпустил Гедеон всех Израильтян по шатрам и удержал у себя триста человек; стан же Мадиамский был у него внизу в долине».

В конце отбора, проведенного Богом, осталось лишь триста человек. С их помощью Бог собирался поразить многочисленную армию мадианитян и их союзников. В том, что, несмотря на такую существенную разницу в численности, Израиль выйдет победителем в этой битве, можно было абсолютно не сомневаться, потому что Сам Бог сказал Гедеону: «…тремя стами [...] Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши» (Судей 7:7). То есть, была полная уверенность в том, что если Гедеон будет верить Богу и следовать Его указаниям, Израиль победит врага, потому что так пообещал Бог. Однако Бог не только пообещал Гедеону успешный исход битвы, но и помог ему поверить в это обещание и начать действовать. В Судей 7:9-14 говорится:

Судей 7:9-14
«В ту ночь сказал ему Господь: встань, сойди в стан, Я предаю его в руки твои; если же ты боишься идти [один], то пойди в стан ты и Фура, слуга твой; и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга его, к самому [полку] вооруженных, которые были в стане. Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря. Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан».

Бог не просто открыл Гедеону Свою волю, но и постоянно помогал ему поверить в это откровение. Обратите внимание, каким чудесным образом Он укрепляет веру Гедеона в этот раз: Он посылает его в стан врага, чтобы тот своими ушами услышал, как один человек рассказывает другому о грядущей победе Гедеона над мадианитянами!!! В 15 стихе мы видим, какой результат принесло это укрепление веры:

Судей 7:15
«Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился [Господу] и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский».

Как только Гедеон услышал сон и его толкование, он укрепился в уверенности, что Господь предает стан врага в его руки.

Судей 7:16-22
«И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники. И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте; когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: [меч] Господа и Гедеона! И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их. И затрубили [все] три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона! И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство. Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение [...] ».

Следуя рискованному плану и идя в атаку на многочисленного врага с тремястами воинов, вооруженных... трубами, светильниками и кувшинами, Гедеон все-таки победил эту великую армию. И если у кого-то возникнет вопрос, почему он решил сражаться с мадианитянами именно таким оружием, ответ очевиден: потому что так ему повелел Бог . Ведь, как нам уже известно, именно Бог сказал ему, что он освободит Израиль, именно Бог повелел ему созвать израильтян на битву, и никто иной как Бог избрал для битвы из множества собранных израильтян лишь триста воинов. Кроме того, Бог Сам сказал Гедеону, каким образом тот должен сражаться, и Гедеон последовал Его указаниям той ночью. В результате израильтяне одержали великую победу. Как написано: «…обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение до Бефшитты к Царере, до предела Авелмехолы, близ Табафы». В стихах 23-25 описывается финал этой великой победы Израиля:

Судей 7:23-25
«И созваны Израильтяне из колена Неффалимова, Асирова и всего колена Манассиина, и погнались за Мадианитянами. Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них [переправу через] воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне и перехватили [переправы] [через] воду до Бефвары и Иордан; и поймали двух князей Мадиамских: Орива и Зива, и убили Орива в Цур-Ориве, а Зива в Иекев-Зиве и преследовали Мадианитян; головы же Орива и Зива принесли к Гедеону за Иордан».

Как мы видим, в этом заключительном этапе битвы принимали участие и другие израильтяне. В 28 стихе 8 главы описывается величие триумфа и избавления, дарованного Израилю Богом через Гедеона:

Судей 8:28
«Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона».

За то, что израильтяне совершали зло в глазах Господа, отвергая Его и поклоняясь идолам, их настигли бедствия и великая нищета. Однако, как только они обратились и взыскали Его избавления, Он послал пророка, обличившего их Его Словом. Более того, Он призвал Гедеона быть их предводителем. Хотя Гедеон и был никому не известным бедняком, он был готов исполнить все, что ему скажет Бог, и Бог, в свою очередь, поддерживал его до самого конца и помог ему совершить подвиг освобождения Израиля. В результате Израиль был освобожден от ига и жил в покое во все годы жизни Гедеона. И сам Гедеон, конечно же, получил благословение. Как написано в Судей 8:29-32:

Судей 8:29-32
«И пошел Иероваал, сын Иоасов, и жил в доме своем. У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его [...]. И умер Гедеон, сын Иоасов, в глубокой старости, и погребен во гробе отца своего Иоаса, в Офре Авиезеровой».

Гедеон прожил спокойную и долгую жизнь. Ему не нужно было больше прятаться от врагов, боясь, что те отберут его пропитание, он мог наслаждаться миром в кругу своей семьи.

Гедеон: заключение

В заключение: отступление от Господа приносит только угнетение и бедствия. Однако, даже в этом случае, Бог всегда готов простить и освободить любого, обращающегося к Нему.

Кроме того, все, рассмотренное нами выше, учит нас тому, что, когда Бог дает нам указания к действию, Он всегда готов помочь нам в их исполнении. Такое явление, как знамения, если оно исходит от Бога, должно соответствовать Слову Божьему и подкреплять уже возвещенную нам волю Божью. Бог дал нам Свое Слово и проявления Духа, чтобы мы могли познавать Его волю. Если нам и понадобиться какая-то помощь на пути к этому познанию, мы можем не сомневаться, что получим ее. Я не знаю, в какой форме придет эта помощь. Однако я точно знаю, что она придет, и что ее будет достаточно, чтобы поддержать нас до самого конца, именно так, как это было в случае с Гедеоном.

Примечания

К сожалению, это не единственное место в Библии, где говорится о том, как «сыны Израилевы делали злое пред очами Господа». Есть очень много похожих отрывков (см. Судей 2:11-15, 4:1-2, 10:6, 13:1, 3-я Царств 11:6, Неемия 9:28), из которых мы узнаем, что зло, совершаемое израильтянами, было ничем иным, как идолопоклонством и постоянным богоотступничеством. Из этих же стихов становится ясно, что последствиями этих грехов всегда были разрушения, бедствия и угнетение.

См. также Судей 3:7-9, 3:12-15, 4:3, 10:10, Неемия 9:28.

Дьявол также способен являть знамения, которые, однако, являются ложными и направлены на то, чтобы улавливать нас в его сети. Именно поэтому мы должны с осторожностью относиться к знамениям. Наш путеводитель – Слово Божье, а не знамения. Все, что по Слову Божьему – от Бога. Все же, что противоречит Его Слову, исходит от дьявола. Знамения считаются истинными только в том случае, если они подкрепляют события или факты, полностью согласовывающиеся с Божьим Словом. В противном случае они ложны.

Хотя чудесное избавление, совершенное Деворой и Вараком, водворило в земле обетованной мир и благоденствие на целые сорок лет, но само состояние народа в религиозном и гражданском отношении было таково, что и в будущем могли угрожать подобные же бедствия. Живя среди идолопоклонников, при виде сладострастных форм их идолослужения, израильский народ увлекался ими, нравственные силы его ослабевали, внутри усиливалось разъединение между коленами, приведшее к тому, что каждое колено начало считать себя как бы отдельным, совершенно самостоятельным государством.

Когда государственное раздробление совершенно ослабило народ, то этим не преминули воспользоваться окружающие кочевые племена, которых постоянно манили к себе богатства земли обетованной. И вот, когда «сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, Господь предал их в руки мадианитян » и сродных с ними кочевых племен. Мадианитяне, амаликитяне и все «сыны востока » в безчисленном множестве сделали нашествие на Палестину; переправившись через Иордан и сломив сопротивление, какое только могли оказать им раздробленные силы израильтян, они наводнили всю страну от Ездрилонской равнины на севере до Газы - на юге. И это нашествие повторялось из года в год. Лишь только производились израильтянами посевы полей, как опять появлялась эта дикая орда, которая своими кибитками покрывала все холмы и долины, угоняла весь встречавшийся скот и потравляла своими стадами растительность. Ничего не могло быть тяжелее и разорительнее подобных нашествий, так как после них не оставалось ни хлеба, ни скота. Огонь и меч распространяли ужас по всей стране, отчаянное сопротивление отдельных отрядов израильтян приводило лишь к беспощадному избиению храбрых защитников своего отечества, и единственным спасением оставалось лишь бегство населения в горы, где оно и скрывалось в пещерах. Так продолжалось целых семь лет.

«И весьма обнищал Израиль », и опять возопил к Господу. Тогда Господь опять смилостивился над своим неверным и непостоянным народом и послал ему избавителя в лице Гедеона.

Гедеон происходил из города Офры, лежавшего в средней Палестине, которая подверглась наибольшему опустошению от дикой орды. Это был, как показывает само его имя, «отважный воин », отличавшийся царственным величием в своей внешности. Он был младший член семьи, которая дала уже несколько храбрых воинов и защитников отечества от иноплеменников, и два его старших брата уже положили свою жизнь в борьбе с этими хищниками в отчаянной стычке при Фаворе.

Живя среди упавшего духом народа, Гедеон не терял надежды на избавление. В это время среди народа явился пророк, который пламенной речью призвал к покаянию, упрекая израильтян в забвения ими всех благодеяний Божиих со времени выхода их из Египта. Это пробудило дух народа, который еще пламеннее стал просить об избавлении от тяжкого ига. И тогда именно Гедеон получил высшее призвание к делу избавления страждущего народа.

Осенью седьмого года нашествии мадианитян, Гедеон торопливо молотил пшеницу, чтобы скорее укрыться от рыскавших повсюду врагов. Занятый работой, Гедеон не заметил, как рядом появился какой-то путник. Но это был «Ангел Господень », который сказал ему: «Господь с тобою, муж сильный ». Приветствие это поразило Гедеона и болезненно затронуло в нем чувство угнетенного положения, в котором находился как он сам, так и весь народ. «Гедеон сказал ему: господин! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это бедствие и где все чудеса Его, о которых рассказывали отцы наши, говоря: из Египта вывел нас Господь. Ныне оставил нас Господь и предал в руки мадианитян ». Но ангел уверил его в предстоящем избавления.

Из чудесного знамения (чудесного появления огня в принесенной жертве) Гедеон убедился в своем высшем призвании для избавления народа, и в его душ исчезла и малейшая тень сомнения и отчаяния. Но чтобы иметь больше успеха в возложенном на него деле, Гедеон должен был, прежде всего, возбудить дух истинной религии в народе, подавленный вторжением идолопоклонства. Идолопоклонство проникло даже в само семейство, в котором младшим членом был Гедеон. Отец его Иоас, отчаявшись в помощи Иеговы, предался идолопоклонству, и на одной из ближайших гор воздвиг жертвенник Ваалу, богу своих ханаанских соседей. Рядом с жертвенником стояло дерево, посвященное Астарте. Гедеон получил божественное повеление разрушить это капище и тем выразить открытый протест против идолопоклонства.

Пылая ревностью о вере в истинного Бога, Гедеон, взяв десять рабов и пару тельцов, ночью разрушил капище, срубил дерево Астарты. На месте низвергнутого жертвенника Ваалова он воздвиг жертвенник истинному Богу и принес в жертву одного из тельцов, употребив на дрова само дерево Астарты. Все это было сделано ночью, так как днем это возбудило бы ужас и восстание его домашних и жителей города. Но с наступлением дня среди жителей города раздались яростные голоса, требовавшие смерти виновного. Гедеона спасла решимость и находчивость его отца Иоаса. Последний на требование толпы о выдаче Гедеона смело отвечал: «вам ли заступаться за Ваала, вам ли защищать его? Если он бог, то сам вступится за себя ». Эта речь устыдила толпу и заставила ее убедиться в своем заблуждении, а Гедеон получил название Иероваала, т.е. «противоборца Ваалу».

Слава об этом подвиге быстро разнеслась по стране, имя Гедеона было у всех на устах, и он мог теперь выступить в качестве избавителя от внешних врагов. «Дух Господень объял Гедеона, и он вострубил трубою ». Под знаменем Гедеона собралось 32 000 воинов, готовых положить свою жизнь за истинную веру и свое отечество.

Еще раз получив уверение о своем призвании двумя чудесными знамениями (появлением росы на шерсти при отсутствии ее на земле и отсутствием ее на шерсти при обилии ее кругом), Гедеон выступил против неприятеля. Но избавление должно было совершиться не собственными силами народа, а силой Божией, и потому Гедеону повелено было уменьшить свое войско, отпустив всех, кто не особо желал идти на смерть. Осталось только 10 000 тысяч человек, но и этого было много для победы. Посредством особого испытания на реке, избрано было всего только триста человек, но очевидно самых храбрых и испытанных воинов, которые были настолько закалены, что даже воду из реки, пренебрегая всякими удобствами, «лакали языками своими как лакает пес ». С этой горстью воинов Гедеон и должен был выступить против неприятелей, которые огромным полчищем в 135 000 человек расположились в равнине Ездрилонской.

Проникнув ночью в неприятельский лагерь и узнав о тревожном настроении врагов, до которых уже дошла молва о движении среди израильтян, Гедеон решил поразить их неожиданным нападением. Разделив свой отряд на три части и дав каждому воину по трубе и по светильнику в кувшине, Гедеон приказал этим частям ночью выступить в обход неприятеля. По данному сигналу все воины сразу затрубили в трубы, разбили кувшины и громко воскликнули: «Меч Господа и Гедеона! »

Неприятели, пораженные неожиданно появившимся множеством светильников, громом труб и военного крика, пришли в страшное смятение, в суматохе убивали друг друга и бросились в беспорядочное бегство за Иордан. Но там их при переправе встретило колено Ефремово, подвергнув их еще большему разгрому, во время которого убиты были два мадиамских царя. Сам Гедеон, подкрепленный десятитысячным отрядом, преследовал неприятеля и за Иордан, где захватил в плен еще двух мадиамских царей, которые, как оказавшиеся убийцами братьев Гедеона, были убиты им самим.

При возвращении с победного похода Гедеон должен был кротостью утишить недовольство ефремлян на то, что они не позваны были раньше для войны с мадианитянами и лишились поэтому значительной части добычи. Были строго наказаны жители городов Сокхофа и Пенуела, которые, не надеясь на поражение Гедеоном сильных мадиамских царей, отказали его воинам в хлебе, насмешливо говоря ему: «разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам войску твоему давать хлеб? » Когда эти некогда страшные мадиамские цари были уже в руках Гедеона, он прибыл с ними в Сокхоф и, напомнив жителям его об измене, «взял старейшин города и терновник пустынный и зубчатые молотильные доски, и наказал ими жителей Сокхофа, и башню Пенуельскую разрушил и перебил жителей города ».

Слава о победе Гедеона разнеслась по всей стране, и благодарные израильтяне сказали Гедеону: «владей нами ты и сын твой, и сын сына твоего; ибо ты спас нас из руки мадианитян ». Но освободитель страны отказался от предложенной ему наследственной власти, ответив израильтянам: «ни я не буду владеть вами, ни сын мой не будет владеть вами; Господь да владеет вами ». Он удовольствовался только частью военной добычи. Земля покоилась сорок лет, и сам Гедеон мирно дожил до глубокой старости, оставив после себя семьдесят сыновей, а также добрую славу, которая дала ему впоследствии честь быть записанным в число славнейших героев веры (Евр. 2:32).

По смерти Гедеона, народ опять «стал блудно ходить во след Ваалов », забыл своего Господа Бога, который избавлял его от окружающих врагов, и даже «дому Гедеонову не сделал милости за все благодеяния, какие он сделал Израилю ». Наступили годы смуты, и этим решил воспользоваться побочный сын Гедеона, от его сихемской наложницы, Авимелех, задумавший присвоить себе царскую власть, от которой отказался сам Гедеон. Войдя в соглашение с родственниками своей матери, он собрал войско, напал на Офру, где жили сыновья Гедеона, и, убив их, добился провозглашения себя царем.

Из семидесяти сыновей Гедеона спасся только один младший сын Иофам. С вершины Гаризима, высившегося над городом Сихемом, он обратился к вероломным жителям с обличительной притчей, в которой под видом дерев, избиравших себе царя, изобразил несправедливость народа и коварство Авимелеха: смоковница и виноградная лоза отказались принять на себя царское достоинство, а репейник сразу принял предложение и приглашал всех покоиться под своей тенью. Это, по-видимому, образумило сихемлян. Едва прошло три года, как между ними и Авимелехом начались раздоры, поведшие к междоусобию; разъяренный самозванец осадил город, разрушил его и засеял солью, а городскую башню, в которой укрылись жители, сжег вместе с тысячью оказавшихся в ней мужчин и женщин. При осаде другого непокорного города, Тевеца, он был ранен обломком мельничного жернова, брошенным в него женщиной, и, стыдясь умереть от руки женщины, велел своему оруженосцу пронзить его мечем. «Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих », и так бесславно окончилась первая попытка самовольно основать царскую власть в народе израильском.

20. Судья Иеффай (Суд. 10:6-18; 11; 12:1-7)

Во время управления двух следующих судей, Фолы и Иаира, израильтяне, по-видимому, наслаждались миром и благоденствием, но это благоденствие лишь еще более усилило идолопоклонство и развращение среди народа, который начал без разбора «служить Ваалам, Астартам, и богам арамейским, и богам сидонским, и богам моавитским, и богам аммонитским, и богам филистимским », забыв единого истинного Бога. «И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки филистимлян и в руки аммонитян. Они теснили и мучили сынов израилевых восемнадцать лет ». Враги теснили народ одновременно с двух сторон: с востока и запада.

Бедствие это опять заставило израильтян обратиться с мольбой о помощи к забытому ими своему Господу, но на этот раз Господь отвечал им: «вы оставили Меня, и стали служить другим богам; за то Я не буду уже спасать вас. Пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время ». Но когда израильтяне в покаянии обратились к Нему опять и отвергли чужих богов, став служить только Господу, то «не потерпела душа Его страдания Израилева », и Он послал им избавителя в лице Иеффая.

Это был даже по своему происхождению вполне сын своего распущенного времени. Мать его была блудница из Галаада, в заиорданском полуколене Манассиином, и он, лишенный своими сводными братьями наследства в доме отца, удалился в вольную землю Тов, собрал около себя праздных и бездомных людей и сделался начальником шайки грабителей. Со своей вольницей Иеффай, однако, не забыл патриотического долга, и делал нападения только на врагов своей страны, отбивая у них стада и караваны.

Отвага и храбрость Иеффая обратили на него внимание старейшин Галаада, особенно страдавшего от нападений аммонитян, и они пригласили его возглавить их для борьбы с врагами. Иеффаю тяжело было принимать приглашение от старейшин города, где он потерпел обиду и несправедливость. Но любовь к родине превозмогла, и он, выговорив себе условие главенства в народе в качестве судьи, принял предложение. Став во главе быстро образовавшегося отряда, он двинулся против неприятеля, но сначала попытался уладить дело мирным путем и вступил с аммонитянами в переговоры. Когда аммонитяне отвергли всякие мирные предложения, заявив свои притязания на все заиорданские области, Иеффай вынужден был добиваться своего права оружием.

Он выступил в поход, дав перед этим, по обычаю времени, обет Господу, говоря: «если Ты предашь аммонитян в руки мои, то, по возвращении моем с миром от аммонитян, что выйдет от ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие во всесожжение ». Поход был успешен, неприятель разбит и усмирен. С торжеством победитель возвратился в свой город Массифу и направился к своему дому. «И вот дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами ». «Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься ».

Узнав об обете, дочь храброго отца не предалась безутешному отчаянию и просила у него только двухмесячного срока, чтобы пойти в горы и оплакать девство свое с подругами своими. «По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над ней обет свой, который дал, и она не познала мужа ». Способ исполнения обета понимается различно. Одни толкователи (по преимуществу древние) понимают его в буквальном смысле, что девица была действительно принесена в жертву всесожжения; но другие толкователи, основываясь на ясном запрещении человеческих жертв в Моисеевом законе (Лев. 18:21; 20:2-5; Втор. 12:31), полагают, что она осталась в девстве и посвящена была на служение скинии. На такой смысл обета указывает и то выражение, что дочь Иеффая оплакивала не свою молодость, а свое «девство », и что она умерла, «не познав мужа », т.е. в девственном (по обету) состоянии.

Но Иеффая ожидало еще и другое испытание. Ему пришлось быть свидетелем печального события, показывавшего, до какой степени дошло разъединение между коленами в это время. Гордые ефремляне отказались признать за полуколеном Манассииным право на отдельное независимое существование, а тем более право иметь из себя «судью » народа, и довели дело до междоусобицы. Но народное воодушевление было еще сильно: ефремляне понесли страшное поражение в битве и старались спастись бегством на противоположный берег Иордана. Разъяренные галаадитяне перехватили броды и, узнавая ефремлян по своеобразному выговору ими слова шибболет (они выговаривали сибболет), избили из них 42 000 человек. Это горестное событие должно было тяжким бременем лечь на душу такого патриота, каким был Иеффай. Он был судьею Израиля всего шесть лет и скончался, будучи погребен в одном из городов галаадских. Одиноким он жил, одиноким и умер, не оставив в потомстве даже воспоминания о точном месте своего погребения.

Вторая четверть XV века. Москва

88,0 × 69,0 × 2,3. Дерево (липа), три доски, две встречные врезные шпонки (поздние), без ковчега, паволока, левкас, темпера.

Происхождение неизвестно. Находилась в собраниях М. И. Чуванова (Москва), затем А. А. Кокорина (Москва). Другая икона того же ряда - «Пророк Даниил», также из собрания М. И. Чуванова (отдел личных коллекций ГМИИ), сохраняет поздние записи конца XIX в. Приобретена для музея в 2007 г. Инв. № ЧМ–78.

Реставрировалась неоднократно, на рубеже XIX–XX вв. старообрядцами, последний раз - в 1980-е гг. А. А. Кокориным.

По контуру всего изображения подведен новый левкас (XIX в.). Золото фона утрачено. По всей поверхности крупные и более мелкие вставки нового левкаса с живописью, наиболее значительные − по нижней части одежд, на волосах у темени, в центре на шее и на открытой части хитона, на свитке; небольшие вставки на руках и левом глазу пророка. Утрачены контуры правой руки, абрис волос и свитка. В местах утрат авторского слоя − поздние записи, на фоне и полях − поздний левкас, на фрагментах авторского фона добавлено золото. Многочисленные отверстия от гвоздей, крепивших басменный оклад.

Надпись на свитке: "РУНО КРАСНОЕ ПРОЗВАХ ТЯ ОТРОКОВИЦЕ ЧИСТАЯ [ГРЕШНЫ]М ПОКРО(В)" (восходит к Суд. 6, 37). Слово "грешным" удалено при реставрации как запись.

Представленный на иконе праведный Гедеон, именуемый в русской традиции пророком (поэтому его образ помещался в иконостасе наряду с ветхозаветными пророками), был вождем и одним из главных судей Израильских (XII в. до Р.Х., Суд. 6–9). Гедеон был призван на служение ангелом, явившимся ему в седьмой год нашествия мадианитян. Знамение произошло в момент благодарственной трапезы: от ангельского посоха изошел огонь, опаливший предложенную в жертву пищу. Построив на этом месте алтарь, избранник Божий начал дело избавления своего народа с искоренения идолопоклонства. Богоизбранность Гедеона проявилась еще в одном знамении, явленном ему перед битвой с мадианитянами, – в чуде с овечьей шерстью (руном) (Суд. 6, 37−40), которое стало знаком спасения Израиля. Апостол Павел назвал прославленного вождя Гедеона в числе праведных мужей Ветхого Завета, «верою побеждавших царства» (Евр. 11, 33).

В новозаветной традиции божественные знамения Гедеону рассматривались как прообразы важнейших евангельских событий: Благовещения и Боговоплощения. Высеченный ангелом-вестником огонь, опаливший предложенную праведником жертву, сравнивался с Божественным огнем, опалившим чрево Пресвятой Девы; руно орошенное, роса – частые в византийской гимнографии эпитеты Марии.

Изображения ветхозаветных пророков с текстами пророчеств о Богоматери сложились в византийском искусстве XI–XII вв., за многими из них закрепились атрибуты – наглядные образы этих знамений. Один из них – руно – усваивается Гедеону. Когда на Руси на рубеже XIV–XV вв. сложилась структура высокого иконостаса, его верхний ярус составили поясные образы пророков со свитками и традиционными предсказаниями о будущем рождении Спасителя, обращенные к центральной иконе Богоматери Знамение. Среди них всегда были четыре великих пророка, два царя – Давид и Соломон, праотцы Аарон и Моисей, малый пророк Аввакум и судья Гедеон, чей образ подчеркивал важность участия в составе пророческого ряда представителя ветхозаветного закона.

Сохранилось лишь два московских иконостаса с пророческим рядом первой половины XV в.: Успенского собора во Владимире (1408, две иконы – пророков Софонии и Захарии)и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425). Публикуемую икону можно рассматривать как следующий по времени и один из ранних примеров пророческого чина рублевской традиции. Он явно предшествовал более полному по составу и иконографически более развитому чину Кашинского иконостаса (около середины XV в.). Все эти ряды − поясные. Важной иконографической приметой изображения пророков был не только текст свитка, но и жест правой руки − указующий, благословляющий или ораторский. На публикуемой иконе повторен именно рублевский жест кисти, сходный с жестом пророка Софонии на иконе 1408 г. Рука его сложена как в деисусном предстоянии, чуть поднята, развернута ладонью к молящемуся и обращена к Богоматери. Для всех остальных иконостасов XV в. были характерны благословляющие и ораторские жесты высоко поднятых на золотом фоне рук. Композиция иконы наследует еще одну рублевскую традицию: фигура Гедеона полностью занимает поверхность средника, а в чинах второй половины XV в. пророков изображали на горизонтальных досках по двое или даже по трое. Таким образом, иконография свидетельствует о знакомстве мастера с древней московской – рублевской − схемой пророческого яруса.

В отличие от других рядов иконостаса пророческие чины на протяжении всего XV в. имеют неустойчивый состав и последовательность расстановки икон на тябле. Казалось бы, ближе к центру должны располагаться великие пророки – Даниил, Иезекииль, Иеремия, Исайя, но на практике порядок был иной, и в размещении персонажей не усматривается ни принципа иерархии, ни единой традиции. В иконостасе собора Ферапонтова монастыря (1490) пророк Гедеон помещается справа от Богоматери вслед за изображениями Соломона и Аарона, то есть в непосредственной близости к центральному образу ряда. В соборном иконостасе Кирилло-Белозерского монастыря (1497), напротив, пророк Гедеон располагается ближе к концу чина. Отметим лишь одну закономерность: во всех известных случаях его изображение оказывалось в правой части ряда.

Иконы с образом Гедеона известны по нескольким иконостасам второй половины XV в., и в каждом случае его иконография своеобычна. Наиболее близок к публикуемой иконе «ферапонтовский» тип пророка – средовек с короткими волосами и округлой небольшой бородой, в зеленом хитоне и охристо-желтом гиматии, в позе, также напоминающей деисусное предстояние. В кирилловской иконе он представлен старцем в одеждах сине-зеленого цвета, стоящим почти фронтально и указующим правой рукой на текст в свитке. Публикуемый памятник отличается от всех известных икон характером рисунка гиматия, накинутого на оба плеча и образующего своеобразную складку под симметрично свисающими фалдами. Необычен и жест руки, поддерживающей свиток. Текст на нем восходит к чуду, совершенному с руном по просьбе пророка (Суд. 6, 37), но он существенно переработан и переосмыслен применительно к Богородице.

Художественные особенности иконы позволяют рассматривать ее в кругу московских памятников второй четверти XV в. Величавость и благородство облика Гедеона, смягченность и созерцательность образа сближают его с памятниками ведущего – «классицизирующего» – направления живописи. Многое в нем еще созвучно рублевской традиции, живым и непосредственным воспоминанием которой выглядит гибкая линия, очерчивающая мягкий обобщающий силуэт, сохраняющий на золотом фоне весомую целостность фигуры. Самоуглубленный, исполненный печали и гармонии образ кажется благостным и спокойным. В нем нет экспрессии, а в формах – утрированности, внешнего декоративизма, присущих мастерам середины XV в. Пластическая моделировка, золотистая полутоновая карнация личнóго письма, равновесие согласованных цветов более всего соответствуют представлениям о столичном искусстве первой половины XV в.

Икона очень близка к московскому образу второй четверти XV в. «Митрополит Петр» (ГТГ). Их объединяют схожие пропорции вытянутых и плотно вписанных в средник фигур, в абрисе которых есть обобщенность и определенность, соответствующая послерублевской эпохе. Смягченный колорит, собранность и гармония образов сочетаются в обеих иконах с оттенком грусти и скорбного смирения. Чрезвычайно схожа техника личнóго письма, исполненного светлой золотистой охрой. Оба мастера используют санкирь лишь в теневых местах, а тонкие светá пишут прямо по белому левкасу, что подтверждает близкое происхождение памятников. «Митрополит Петр» из деисусного чина был обнаружен в Тверском Отроче монастыре, куда мог попасть и в более позднее время. Однако следует помнить, что именно во второй четверти XV века многие московские художники перемещались в подмосковные земли, в том числе в Тверское княжество, переживавшее в это время художественный расцвет.

Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 3. С. 54–57 (текст И.А. Шалиной).

Ис-то-рия ев-рей-ско-го на-ро-да пол-на при-ме-ров то-го, как он за-бы-вал Бо-га и впа-дал в язы-че-ство: по-кло-нял-ся идо-лам, пре-да-вал-ся по-ро-кам. За это Бог не раз ли-шал из-ра-иль-тян Сво-ей по-мо-щи и пре-да-вал во власть со-сед-них язы-че-ских на-ро-дов. Бед-ствия вра-зум-ля-ли ев-ре-ев, и они воз-вра-ща-лись к ис-тине. По-ка-яв-шим-ся из-ра-иль-тя-нам Гос-подь по-сы-лал из-ба-ви-те-лей. Их на-зы-ва-ли су-дья-ми. Они вер-ши-ли суд Бо-жий на зем-ле - по-ра-жа-ли нече-сти-вых языч-ни-ков, осво-бож-да-ли из-ра-иль-тян от вра-гов и управ-ля-ли ими. Все-го у ев-ре-ев бы-ло че-тыр-на-дцать су-дей.

По-сле смер-ти Иису-са На-ви-на из-ра-иль-тяне очень ско-ро впа-ли в идо-ло-по-клон-ство, и Гос-подь от-дал их под власть ма-ди-а-ни-тян. Семь лет они угне-та-ли на-род. Толь-ко, бы-ва-ло, у из-ра-иль-тян кон-чит-ся сев, как на-гря-нут ма-ди-а-ни-тяне, а с ни-ми - ама-ли-ки-тяне и во-сточ-ные пле-ме-на. Ста-нут они ла-ге-рем на зем-ле из-ра-иль-тян - и уни-что-жат уро-жай по всей стране, не остав-ляя ев-ре-ям ни еды, ни овец, ни бы-ков, ни ослов. Вра-ги при-хо-ди-ли со сво-и-ми ста-да-ми, со сво-и-ми се-мья-ми - мно-го-чис-лен-ные, слов-но са-ран-ча. Вко-нец ра-зо-рён-ные на-бе-га-ми, из-ра-иль-тяне ста-ли про-сить за-щи-ты у Бо-га.

Ми-ло-серд-ный Гос-подь по-слал им из-ба-ви-те-ля в ли-це Ге-део-на - млад-ше-го сы-на Иоаса из ро-да Ма-нас-сии. Он жил в го-ро-де Оф-ре в Па-ле-стине. Од-на-жды Ге-де-он об-мо-ла-чи-вал пше-ни-цу в да-вильне для ви-но-гра-да. Ра-бо-тал в яме украд-кой и то-роп-ли-во, чтобы не за-ме-ти-ли вра-ги. Тут пред-стал Ге-део-ну Ан-гел Гос-по-день. Он по-ве-лел ему со-брать вой-ско и вы-сту-пить про-тив непри-я-те-ля.

Из-бран-ный Бо-гом для спа-се-ния сво-е-го на-ро-да от ма-ди-а-нит-ско-го ига, Ге-де-он на-чал де-ло из-бав-ле-ния с ис-ко-ре-не-ния идо-ло-по-клон-ства. Но-вый су-дья раз-ру-шил жерт-вен-ник Ва-а-ла и сру-бил идол Аше-ры, на-хо-див-ший-ся близ до-ма его от-ца. На этом ме-сте он по-ста-вил жерт-вен-ник ис-тин-но-му Бо-гу и в честь Него на ко-ст-ре, сде-лан-ном из де-ре-ва Аше-ры, при-нёс во все-со-жже-ние се-ми-лет-не-го бы-ка.

Жи-те-ли Оф-ры воз-му-ти-лись по-ступ-ком Ге-део-на. Они усмат-ри-ва-ли оскорб-ле-ние по-чи-та-е-мой ими свя-ты-ни и на-ме-ре-ва-лись по-бить су-дью кам-ня-ми. Отец Ге-део-на, быв-ший у них жре-цом, уго-во-рил жи-те-лей не де-лать это-го: «Вам ли за-щи-щать Ва-а-ла? Вам ли за него за-сту-пать-ся? Ес-ли Ва-ал бог, то пусть сам по-бо-рет-ся, ко-гда раз-ру-ша-ют его жерт-вен-ник!» На-род внял уве-ще-ва-нию Иоаса и оста-вил Ге-део-на в по-кое. Но дал ему осо-бое про-зви-ще «Иеруб-ба-а-ла», что зна-чит «Ва-ал ото-мстит ему». Та-ким об-ра-зом, по-сту-пок Ге-део-на имел весь-ма важ-ные по-след-ствия. Через него на-род убе-дил-ся в пол-ном бес-си-лии Ва-а-ла.

Меж-ду тем ма-ди-а-ни-тяне и ама-ли-ки-тяне, а с ни-ми неко-то-рые дру-гие пле-ме-на Во-сточ-ной Ара-вии сно-ва яви-лись в Па-ле-сти-ну, пе-ре-шли через Иор-дан и рас-по-ло-жи-лись в Ездре-лон-ской до-лине. Те-перь но-вый су-дья Из-ра-и-ля, пол-ный во-оду-шев-ле-ния, клик-нул клич на осво-бож-де-ние на-ро-да. На него ото-зва-лось род-ствен-ное ему пле-мя Ави-е-зе-ро-во. Ге-де-он от-пра-вил по-слов и к смеж-ным пле-ме-нам. Они так-же ото-зва-лись на его при-зыв. Око-ло судьи со-бра-лось трид-цать две ты-ся-чи во-и-нов из ко-лен Ма-нас-си-и-на, Аси-ро-ва, За-ву-ло-но-ва и Неф-фа-ли-мо-ва.

Пе-ред на-ча-лом бит-вы он по-про-сил у Бо-га зна-ме-ния: «Гос-по-ди! Вот я рас-сте-лю здесь на гумне по-стри-жен-ную шерсть. Ес-ли ро-са бу-дет толь-ко на шер-сти, а на всей зем-ле су-хо, то я бу-ду знать, что Ты спа-сёшь Из-ра-и-ля мо-ею ру-кою». Мо-лит-ва бы-ла услы-ша-на: на дру-гой день ра-но утром Ге-де-он вы-жал из шер-сти, по-кры-той ро-сой, це-лую ча-шу во-ды.

Он сно-ва об-ра-тил-ся к Бо-гу: «Гос-по-ди! Не про-гне-вай-ся на ме-ня, ес-ли ещё раз ска-жу: пусть бу-дет су-хо на од-ной толь-ко шер-сти, а на всей зем-ле пусть бу-дет ро-са». Бог услы-шал и вто-рую мо-лит-ву Ге-део-на: на-ут-ро толь-ко на шер-сти бы-ло су-хо, а по всей зем-ле бы-ла ро-са.

А для то-го, чтобы из-ра-иль-тяне яс-нее ви-де-ли Его спа-си-тель-ную по-мощь, ко-то-рая со-еди-ня-ет-ся не с ко-ли-че-ством, а с ка-че-ством ис-пол-ни-те-лей Его во-ли, Бог по-ве-лел Ге-део-ну от-пу-стить из вой-ска всех, кто бо-яз-лив и ро-бок. Два-дцать две ты-ся-чи че-ло-век вер-ну-лись до-мой.

Остав-ших-ся Бог по-ве-лел ве-сти к во-де и по-смот-реть, как они бу-дут пить. Тех, ко-то-рые пи-ли во-ду, чер-пая её гор-стью ру-ки, от-де-ли-ли от тех, ко-то-рые пи-ли ртом, на-кло-ня-ясь к во-де. Пив-ших гор-стью ока-за-лось три-ста че-ло-век. И ска-зал Гос-подь Ге-део-ну: «Тре-мя-ста-ми Я спа-су вас». С ни-ми Ге-де-он и вы-сту-пил про-тив сто-ты-сяч-ной ар-мии ма-ди-а-ни-тян. При столь неболь-шом от-ря-де Ге-де-он мог ре-шить-ся на бит-ву с мно-го-чис-лен-ным непри-я-те-лем толь-ко бла-го-да-ря твёр-дой ве-ре в по-мощь Бо-жию.

По вну-ше-нию свы-ше Ге-де-он раз-де-лил от-ряд на три ча-сти. Каж-до-му во-и-ну дал по тру-бе и скры-то-му в кув-шине све-тиль-ни-ку. Но-чью евреи окру-жи-ли стан непри-я-те-ля. По сиг-на-лу во-и-ны раз-би-ли кув-ши-ны, за-тру-би-ли в тру-бы и ста-ли гром-ко вос-кли-цать: «Меч Гос-по-да и Ге-део-на!» Вне-зап-ные ог-ни, гром труб и кри-ки по-ра-зи-ли ма-ди-а-ни-тян. Страх и ужас обу-ял их. В тем-но-те, в ве-ли-ком смя-те-нии они ста-ли уби-вать друг дру-га и, на-ко-нец, об-ра-ти-лись в бег-ство.

Ге-де-он воз-вра-тил-ся до-мой с огром-ной до-бы-чей. Сла-ва о по-бе-ди-те-ле раз-нес-лась по всей стране. Бла-го-дар-ные из-ра-иль-тяне пред-ло-жи-ли Ге-део-ну и его по-том-кам цар-скую власть. Но мо-гу-чий во-ин от-ка-зал-ся. Он знал, как неве-ли-ка его за-слу-га в де-ле спа-се-ния из-ра-иль-ско-го на-ро-да. Это чу-до со-вер-шил Бог, и толь-ко Он един-ствен-ный царь Из-ра-и-ля.

В ми-ре и по-кое Ге-де-он до-жил до глу-бо-кой ста-ро-сти. Его ис-то-рия - это по-вест-во-ва-ние о том, как ис-тин-ная ве-ра и лю-бовь к Бо-гу од-но-го че-ло-ве-ка спас-ли це-лый на-род. Жизнь судьи Ге-део-на ста-ла про-об-ра-зом ве-ли-чай-ше-го со-бы-тия в ис-то-рии че-ло-ве-че-ства: крест-но-го стра-да-ния Сы-на Бо-жия. Его лю-бовь спас-ла от смер-ти все на-ро-ды Зем-ли и да-ро-ва-ла нам жизнь веч-ную.