Литература и театра в России XVIII века. Эпоха просвещения Русское художественное произведение 18 века
- …может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В. Ломоносов
Русские писатели 18 века
ФИО писателя | Годы жизни | Наиболее значимые произведения |
ПРОКОПОВИЧ Феофан | 1681-1736 | «Риторика», «Поэтика», «Слово похвальное о флоте российском» |
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич | 1708-1744 | «К уму своему» («На хулящих учение») |
ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович | 1703-1768 | «Тилемахида», «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» |
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич | 1711-1765 |
«Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия…», «Письмо о пользе стекла», «Письмо о пользе книг церковных», «Российская грамматика», «Риторика» и многие другие |
СУМАРОКОВ Александр Петрович | 1717-1777 | «Димитрий Самозванец», «Мстислав», «Семира» |
КНЯЖНИН Яков Борисович | 1740-1791 | «Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк» |
ФОНВИЗИН Денис Иванович | 1745-1792 | «Бригадир», «Недоросль», «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим» |
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович | 1743-1816 | «Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица», «Бог», «Водопад» |
РАДИЩЕВ Александр Николаевич | 1749-1802 | «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность» |
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С. Пушкин
Древнерусская литература оставила богатейшее наследие, которое, однако, большей частью не было известно 18 веку, т.к. большинство памятников древней литературы было открыто и издано в конце 18-го и в 19 веке (например, «Слово о полку Игореве»). В связи с этим в 18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции.
Памятник Петру Первому ("Медный всадник"), скульптор Маттео Фальконе
18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича , поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского , учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка .
Возникшее в 17 веке русское стихотворство основывалось на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно. В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения , что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма.
Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы . Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.
Художественные принципы классицизма таковы.
1.
Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах
(идеально положительных или «идеально» отрицательных).
2.
В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое
.
3.
Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных.
4.
Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:
Высокие жанры | Низкие жанры |
Трагедия | Комедия |
Ода | Басня |
Эпопея | Сатира |
5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).
Уходят в прошлое жанры древнерусской литературы. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы , которая существует по сей день.
М.В. Ломоносов
Создателем русской оды стал Михаил Васильевич Ломоносов .
А.П. Сумароков
Создателем русской трагедии – Александр Петрович Сумароков . Его патриотические пьесы были посвящены наиболее заметным событиям российской истории. Заложенные Сумароковым традиции продолжил драматург Яков Борисович Княжнин.
А.Д. Кантемир
Создатель русской сатиры (сатирического стихотворения) – Антиох Дмитриевич Кантемир .
Д.И. Фонвизин
Создатель русской комедии – Денис Иванович Фонвизин , благодаря которому сатира стала просветительской. Его традиции в конце 18 века продолжили А.Н. Радищев, а также комедиограф и баснописец И.А. Крылов.
Сокрушительный удар по системе русского классицизма нанёс Гаврила Романович Державин , начинавший как поэт-классицист, но нарушивший в 1770-е гг. каноны (творческие законы) классицизма. Он смешал в своих произведениях высокое и низкое, гражданский пафос и сатиру.
С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе занимает новое направление – сентиментализм (см. далее),в русле которого работали М.Н. Муравьёв, Н.А. Львов, В.В. Капнист, И.И. Дмитриев, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.
Первая русская газета "Ведомости"; номер от 18 июня 1711 года
Существенную роль в развитии литературы начинает играть журналистика . До 18 века в России не было ни газет, ни журналов. Первую русскую газету под названием «Ведомости» в 1703 году выпустил Пётр Первый. Во второй половине века появляются и литературные журналы: «Всякая всячина» (издатель – Екатерина Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И. Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин). Заложенные ими традиции были продолжены издателями Карамзиным и Крыловым.
В целом 18 век – это эпоха стремительного становления русской литературы, эпоха всеобщего просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен тот фундамент, который предопределил начало в 19 столетии «золотого века» русской литературы.
Развитие литературы в XVIII в. также связано с петровскими преобразованиями. Петр I провел ряд реформ, повлиявших на становление новой словесности. Одной из первых была реформа гражданского шрифта, проведенная в 1708-1710 гг., которая упростила сложную кириллицу и разделила области светской и церковной книжности. По известному выражению М.В. Ломоносова «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Реформа позволила наладить выпуск газет, первой из которых были «Ведомости» (1702). А с 1708 года начинается выпуск массовых ежегодных календарей и значительно увеличивается количество издаваемых светских книг. Для воспитания молодого дворянства были выпущены специальные книги: «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708), «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1719).
Поскольку начало века в целом являлось переходным периодом к новой культуре, то и литература этого времени носила переходный характер. Длительное время в литературе продолжали существовать старые формы, однако содержание произведений менялось. В прозе продолжали появляться повести, ориентированные на традиции древнерусской литературы. Хотя герой повестей уже иной. В мотивах деятельности нового героя наблюдаются просветительские идеалы личных достоинств: активности, решительности, здравого смысла. Герой говорит светскими утонченными фразами, претендуя на образованность. Но литературный язык Петровской эпохи крайне пестр: это использование церковнославянской лексики, старославянизмов и применение иностранных слов. Вымысел играет ведущую роль в художественном произведении. Создаются новые стили и жанры в светской литературе.
Популярным жанром в петровское время являются «гистории». «Гистории» этой эпохи чаще всего анонимны. Распространение получили повести о русском матросе Василии Кориотском, дворянине Александре, купце Иоанне, задача коих убедить читателя, что все жизненные успехи связаны с личными достоинствами.
В Петровскую эпоху наблюдается развитие поэзии. В традиционных вариантах силлабическая поэзия развивалась в стенах духовных учебных заведений. Это и канты-виваты, и застольные песни, и любовная лирика.
Особенностью силлабического стихосложения являлось заданное количество слогов в стихотворной строке и наличие рифмы, но допускающих беспорядок в расположении ударных слогов относительно безударных. В результате получались довольно ритмически нескладные строки.
Реформы Петра I послужили появлению «литературы проектов» - публицистики, задачей которой в петровское время стало обоснование идеологии абсолютной монархии.
Крупным писателем и публицистом 1-й четверти XVIII в. предстает Ф. Прокопович, заложивший основы теории литературы и художественно-эстетические принципы раннего классицизма (трактаты «О поэтическом искусстве», «Риторика»). Новая эстетика требовала строгого соблюдения норм и правил. Однако в поэзии Ф. Прокоповича долгое время наблюдалась традиционная линия патриотических виршей XVII в.
В публицистических произведениях Ф. Прокопович изложил теорию русского абсолютизма, развивая идею просвещенного абсолютизма, носителем которого является «философ на троне», просвещенный монарх, выразителем идеи выступал Петр I. «Слово на пофебение Петра Великого» (1725) выражает всю силу преданности императору и глубину скорби по ушедшему монарху.
Новый этап в развитии русской литературы связан с именем А.Д. Кантемира (1708-1744), стоящего у истоков российского классицизма. Основной чертой классицизма бьиа ориентация на античность, на рационализм. Правила рационализма включали: строгое разграничение жанров, схематизм образов и деление их на положительные и отрицательные, правило трех единств: времени, места, действия, дидактизм,- стремление поучать и воспитывать.
Классицизм утверждал государственно-гражданский пафос. Центральной темой являлась борьба чувства и долга, разрешаемая в пользу последнего.
Российский классицизм носил самобытный характер. Его отличала резкая обличительная направленность, сатира и тесная связь с фольклором.
Особенность его состояла в теснейшей связи с просветительством. Центральной идеей выступала убежденность в возможности избавления от жестокостей жизни через просвещение и распространение знаний.
Антиох Кантемир был талантливой личностью. Уже с 1725 года он сочиняет лирические стихи и любовные песни. А. Кантемир стал родоначальником нового жанра в русской литературе - сатиры. В 1729 году выходят в свет девять сатир, в которых автор метко и талантливо обличает типичные человеческие пороки: невежество, лживость, самодовольство, возвеличивая идеалы Просвещения: разум, честь, гуманизм. Все сатиры написаны сквозь призму ожиданий преобразований, обличая нравы послепетровской эпохи. Он автор новых форм стихосложения и создатель русского литературного языка. Именно князю Антиоху Кантемиру Россия обязана появлением в языке слов: народ, гражданин, характер, вкус и т. п.
Самобытным русским писателем-классицистом был В.К. Тредиаковский (1703-1769).
В.К. Тредиаковский заявил о себе как о прекрасном переводчике, впервые познакомившим русскую публику с переводом франуз-ского галантно-эротического романа: «Езда в остров любви», снабдив перевод вставками из собственных стихов. Автор здесь выступил реформатором русского стихосложения, заменив силла-бику на силлаботонику, перейдя к принципиальной, более совершенной системе стихосложения. Основа нового стихосложения в правильном чередовании ударных и безударных слогов, что более соответствовало природе русского языка. Принципы нового стихосложения излагались в трактате «Новый и краткий способ сложения российских стихов» (1735).
Постепенно Василий Тредиаковский расширяет метрический горизонт, овладевая ямбом и гекзаметром. Русский гекзаметр, основанный на ударном принципе, позволил воспроизводить ритмы античных авторов.
Главный труд В.К. Тредиаковского - монументальная поэма «Телемахида» (1766). Поэма написана гекзаметрами в духе гомеровского эпоса.
В эпоху классицизма сложилась новая художественная литература с разнообразием жанров и форм (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман).
Идеологом и теоретиком российского классицизма стал М.В. Ломоносов (1711-1765). «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) и «Риторика» (1745) - вот базовые теоретические произведения, в которых он обосновал и развил идеи классицистской эстетики и гражданственности, считая оду лучшим жанром. Ломоносов определил ее форму, язык, тематику, установил канон, в соответствии с которым создал двадцать од (1739-1764), ставших образцом государственной словесности. Содержание од - картины русского Севера, восхваление реформ Петра I, прославление творческой энергии русского народа, изложение взглядов на устройство государства, описание деяний императрицы Елизаветы Петровны:
Когда на трон она вступила, Когда вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец.
А.С. Пушкин назвал духовные оды М.В. Ломоносова («Утреннее размышления о божием величии», «Вечернее») «вечными памятниками русской словесности». Стиль их метафоричен, гиперболичен, торжественен и одновременно прост:
Открылась бездна звезд полна, Звездам числа нет, бездне одна..
Так я в сей бездне погружен, теряюсь мысльми утомлен...
М.В. Ломоносов оставил произведения и в других классических жанрах: две трагедии, поэма, послания, идиллии, многочисленные надписи, похвальные слова. Его творчество поражает глубоким интеллектуализмом и универсализмом.
Основоположником новой российской драматургии вошел в историю русской словесности А.П. Сумароков (1717-1777). Он обновил национальную культуру светскими началами, ориентированными на европейский опыт. Талантливый драматург, поэт, острый критик и публицист, директор первого в России отечественного публичного театра, он целью своей поставил создание национальной литературы, не уступающей по уровню литературе европейских стран.
Широкую известность Сумароков получает в 1748 году, когда выходят в свет его теоретические трактаты «о стихотворстве». В них он подробно характеризовал основные жанры классицизма и требования к литературным образцам.
Тогда же Сумароков пишет свою первую трагедию «Хорев» на легендарный сюжет из истории Древней Руси, но выдержанную в правилах французской классической трагедии. Он автор еще нескольких трагедий: «Гамлет» (1748) - подражание Шекспиру, «Си-нав и Трувор» (1750)-на мифологический сюжет из истории Новгорода, «Семира» (1751) - обращение к событиям Киевской Руси. Конфликт в трагедиях каноничен: это столкновение личных интересов и общественного долга. Трагедии носили воспитательный характер и служили своеобразной школой добродетели, поскольку призывали к терпимости и гуманизму.
А.П. Сумароков автор ряда одноактных комедий: «Чудовищи», «Ссора мужа с женой», «Нарцисс» (1750-е гг.). В них он высмеивает невежество, алчность, тупость, нерадивость, слепую подражательность и другие типичные пороки не только того времени. В середине 1760-х годов драматург создает цикл сатирических комедий: «Опекун», «Лихоимец», «Ядовитый».
В 1770 году он создает знаменитую и единственную трагедию, основанную на подлинных национальных событиях,- «Димитрий Самозванец», центральной темой которой является вопрос о долге и ответственности самодержца перед народом.
Сумароков издавал первый чисто литературный журнал «Трудолюбивая пчела», на страницах которого публиковались его переводы сочинений Вольтера, Свифта, Горация и Лукиана.
Особое место в русской литературе занимает Денис Иванович Фонвизин (1744-1792). Как рассказывает легенда, после представления его комедии «Недоросль», Григорий Потемкин воскликнул:
«Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего уже не пиши; Имя твое бессмертно будет по одной этой пьесе». Автор классических национальных комедий известен был своим остроумием, незаурядными актерскими способностями и критическим умом, что впоследствии привело его в стан политической оппозиции правительству.
Комедия «Бригадир» (1769) написана как сатира, направленная против преклонения перед всем галантным - французским, хотя и создана по классическим канонам, при соблюдении правил трех единств. Однако комедия является самобытным художественным произведением, поскольку проблемы поставлены чисто российские и черты героев национальные, характеры и нравы легко узнаваемы.
Вершина творчества Фонвизина - бессмертный «Недоросль» (1782). По классическим канонам в основу пьесы положена любовная интрига, но это лишь фон, на котором разворачивается глубокий социальный конфликт. Автор показывает, что делает с человеком крепостное право, как оно уродует личность, формируя отвратительные черты. В комедии жестокость, грубость, варварство показаны в фотесковом виде. На сцену сатирически выведины глубоко типизированные образы с индивидуальными характеристиками:
Митрофанушка, Простаковы и Скотинины.
Комедия, направленная против невежества и помещечьего произвола, оказала мощное влияние на развитие реалистических традиций в русской литературе.
Комедия ставилась в столицах и в других городах России. «Бабушка моя рассказывала мне,- писал А.С. Пушкин,- что в представлении «Недоросля» в театре была давка - сыновья Проста-ковых и Скотниных, приехавшие на службу из степных деревень, присутствовали тут и следственно видели перед собой своих близких и знакомых, свою семью».
А.С. Пушкин оставил замечательные стихи о Фонвизине:
Ты был писатель знаменитый, Известный русский весельчак, Насмешник, лаврами повитый. Денис, невежде бич и страх.
Крупнейшим поэтом 2-й половины XVIII в. был Г.Р. Державин (1743-1816). Его творческое наследие нельзя причислить ни к одному конкретному направлению в художественной культуре XVIII в. Творчество его неожиданное в сочетании стилей хранит образ мудрого и искреннего человека, посвятившего себя изображению реальной жизни. Одна из первых од Державина «На смерть князя Мещерского» (конец 1770-х гг.). Центральная тема - бренность жизни и неотвратимость гибели всего сущего. С того момента тема конца становится сквозной в творчестве поэта. А в оде «Бог» поэт описывает свое видение сути человека, которому отводится «почтенная средина естества» между телесными тварями и небесными духами. Прославила же Державина и выдвинула в число первых поэтов ода «Фелица» (1782), в которой он прославляет просветительские идеалы и рисует образ просвещенной императрицы Екатерины II.
Расцвет творчества поэта приходится на 1790-е годы, в которые он пишет несколько патриотических од: «На взятие Измаила», «На взятие Варшавы», «На переход Альпийских гор», в которых придерживаясь классических традиций, прославляет сильное государство и сынов Отечества.
Внимай, Европа удивленна, Каков сей Россов подвиг был...
А слава тех не умирает, Кто за Отечество умрет.
В завершающий период творчества поэт обратился к темам радостей семейной жизни. А за три дня до смерти написал редкостные по выразительности и глубине стихи:
Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы.
Противоречивые тенденции в национальном классицизме во второй половине XVIII в. привели к постепенному переходу от классического канона к сентиментализму и реализму.
Сентиментализм раскрывает внутренний мир конкретного человека через эмоции и чувства. Расцвет национального сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина (1766-1826). Литературная известность пришла к нему в начале 1790-х годов, когда в «Московском журнале» печатались «Письма русского путешественника» (1791-1792) и сентиментальная повесть «Бедная Лиза» (1792). Теоретической основой которых явился антиклассицизм: не разум, а чувства человека должны быть основой художественной эстетики.
В «Письмах...» автор дает портреты многих европейских знаменитостей через их взгляды и чувства, облекая их в обыденный разговорный поэтический и лирический язык, избегая высокопарности и вычурности. На некоторых современников сентиментальная проза произвела впечатление манерности и слащавости, а на других, в частности на писателя Ф.Н. Глинку, книга произвела впечатление «благоухающей розы: до чего все ароматно и красиво».
В сентиментальной повести «Бедная Лиза» рассказана грустная история о любви с трагической развязкой, вызывающей не бурные чувства, а тихую печаль. Оказывается и крестьяне умеют любить и имеют право на внутреннюю свободу и выбор. Читатель через чужие переживания открывает свой собственный мир.
В 1790-1800 гг. Карамзин написал исторические повести «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница, или покорение Новгорода».
Главным трудом Карамзина является «История государства Российского». А.С. Пушкин писал о нем: «Первый наш историк и последний летописец».
Карамзин являлся самобытным писателем и реформатором языка художественной литературы.
Особое место в русской литературе занимает творчество А.Н. Радищева (1749-1802). Воспитанный на европейских ценностях и столкнувшийся с реалиями российской жизни Радищев становится ярым оппонентом царизма. В оде «Вольность» (1781-1783) автор предвидит гибель монархии.
В стихах поэт часто выступает новатором-реформатором.
В 1780-е годы писатель работал над главным своим произведением «Путешествием из Петербурга в Москву». В нем он ведет повествование от первого лица, стилизуя изложение под жанр сентиментального путешествия. Картина, открывшаяся автору, была ужасающей: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Литературный стиль «Путешествия...» сложен: в текст автора вклиниваются высказывания героев со своеобразием языковых форм. В целом язык архаичен, но позволяет писателю добиться реалистических характеристик героев, передать всю грустность ситуации, высказать активную позицию: «самодер-жавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».
В лице Радищева Россия поднялась до осуждения самодержавия.
С писателем-вольнодумцем быстро расправились, приговорив сначала к смертной казни, а затем, смягчив приговор и заменив казнь ссылкой. Но и в ссылке Радищев остался верен себе:
Ты хочешь знать кто я? что я? куда я еду? - Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Русская литература XVIII в. прошла удивительный путь развития. От барокко в 1-й половине, до расцвета классики во 2-й и появления сентиментализма, что выступило толчком к ее дальнейшему развитию.
Музыка. Глубокие изменения в культуре в процессе петровских преобразований привели к изменениям и в музыке, хотя в гораздо меньшей степени, чем в других видах искусств.
До Петровских реформ не существовало светской музыки. В Петровскую эпоху наблюдается появление и развитие удивительного синтетического музыкального жанра, канта, ставшего любимым и массовым. Кант - трехголосная песня без сопровождения. В 1-й половине XVIII в. широкое распространение получили канты-ви-ваты, прославлявшие победы русского оружия под Полтавой и Нарвой, достоинства военачальников (например, Петр I часто сравнивался с Марсом) и официальные призывы «Виват, Россия, именем преславна!»
Существовали и лирические канты, имеющие форму строфической песни, когда на одну и ту же мелодию пели длинный текст в виде куплетов. Текст стихов был предельно прост и чувственен, а мелодия корнями уходила в народную песню. Влияние канта ощущалось очень долго. К этой традиции относится и гимнополонез О.А. Козловского на стихи Державина «Гром победы, раздавайся» (1791) и знаменитое «Славься» в финале оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».
В культуру Петровской эпохи активно проникало и влияние западноевропейской музыки. Поскольку двор любил веселиться, а гулянья, иллюминации и фейерверки стали нормой, то распространение инструментальной музыки стало обычным явлением. Музыка сопровождала балы, парады, ассамблеи и театральные представления. Создаются полковые духовые оркестры и домашние музыкальные коллективы - оркестры, например, графа АД. Меньшикова, адмирала Ф.М. Апраксина и графа Г.А. Строганова.
В дворянской среде распространяется любительское музициро-вание. Широкое распространение получило партесное хоровое пение. Корни его уходят в средневековое многоголосное храмовое пение. В Петербурге была создана Придворная капелла. Она сопровождала Петра I повсюду. По мнению заезжего итальянца «...между ними были прекрасные голоса, в особенности великолепные басы,... и они в Италии получили бы большие деньги».
Во 2-й половине XVIII столетия музыкальная жизнь в России становится более сложной и разнообразной. Проникновение элементов европейской культуры способствовало возникновению вольных, любительских и крепостных музыкальных театров, в репертуаре которых особое место занимала молодая отечественная комическая опера, повлиявшая на создание национального светского музыкального языка, сформировавшегося на русской народной песне. Содержание комической оперы составляли бытовые сюжеты. Фабула здесь незамысловата, юмор грубоват, характеры лубочно-одномерны, мелодии часто сведены к простой куплетной форме. По законам жанра сложные сюжетные ходы заканчивались победой добродетели над пороком. Первой подобной оперой была «Анюта» (1772). А любимой публикой стала опера М.М. Соколовского «Мельник-колдун, обманщик и сват» (1779).
Интерес к музыке привел к становлению музыкального образования в России. Музыкальные классы существовали в Смольном институте, в Академии художеств и в армии, где обучали играть на духовых инструментах.
Музыкальная жизнь оживляется распространением публичной концертной деятельности, инициатором которой стал известный итальянский композитор и исполнитель В. Манфредини. На концертах исполнялись произведения как европейской инструментальной и вокальной музыки, так и произведения российских авторов - Бортнянского, Хандошкина, Кашина.
Во 2-й половине XVIII в. формируется национальная композиторская школа. Родиной школы был Петербург. Корни национальной музыки глубоко традиционны. Основу их составляет хоровая духовная и народная музыка. Однако в ранних произведениях заметно влияние и корифеев европейской музыки: Моцарта, Гайдна и Глюка.
Еще в 1730-годы в России началось увлечение музыкальной культурой Европы, в частности, оперой и инструментальной музыкой. Это увлечение активно росло не только в обеих столицах, но и в провинциальных городах. В Санкт-Петербурге выступали итальянская, французская, немецкая оперные труппы, здесь годами работали музыканты с мировыми именами: Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Сарти и другие.
В Москве в 1780 году открылся Петровский театр М." Медокса - предтеча будущего Большого. Оперы ставились и во дворцах аристократов, которые содержали крепостные труппы, славившиеся прекрасным репертуаром и высоким уровнем исполнения. Богатством постановок славился театр Н.П. Шереметьева.
Гордостью российской композиторской школы является Д.С. Бортнянский (1751-1825). Ранний период его творчества связан с хоровой церковной музыкой. Но основой его музыкального языка является классицизм. А любимыми формами - концерт и ансамбль. Все его произведения легки, праздничны, величественны и торжественны, в основном написаны в мажоре. Среди наиболее известных произведений - духовные концерты «Скажи им. Господи, кончину мою», «Живый в помощи Вышняго» и семь херувимских песен.
Кроме этого Бортнянский сочинял пьесы для клавесина, романсы, песни, гимны и так называемые «французские» комические оперы. Их у него три: «Празднество сеньора», «Сокол» (1786) и «Сын-соперник, или новая Стратоника» (1787). Их музыкальную основу составляли веселые и фривольные французские «шансон».
Современник и друг композитора М.М. Херасков посвятил ему такие строки:
Какие б ни были дела, Хоть малы, хоть велики, Милее нам хвала Бортнянского музыки...
Во 2-й половине XVIII столетия на музыкальном олимпе России творили талантливые композиторы: М.С. Березовский (1745-1777), В.А. Пашкевич (1742-1797), И.Е. Хандошкин (1747-1804). Их творчество вдохновляла русская народная песня, расцвеченная инструментальными вариациями и удивительными хорами. Ф.М. Ду-бянский (1760-1796) и О.А. Козловский (1756-1831) вошли в историю национальной музыки как сочинители романсов. Мелодии романсов рассказывают о «жизни сердца».
Особенность национального музыкального искусства XVIII в. состоит в том, что ему удалось при сохранении национальной самобытности и традиционности довольно быстро освоить светские жанры и формы европейской музыки, создать национальную композиторскую школу, пройти в развитии вместе с общим художественным процессом от барокко к классицизму и сентиментализму.
Театр. Первый общедоступный театр появился в Москве в 1702 году. Это был театр Кунста-Фгорста, так называемая «комедийная храмина». Просуществовал он недолго. Популярностью у москвичей не пользовался. Петр I придавал театру особое значение в связи с тем, что требовал от театра пропагандировать идеи государственности и через театральные подмостки провозглашать свою внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому при Петре I широкое распространение получают всенародные масштабные действия: триумфальные шествия, маскарады, фейерверки. Петр I «выдвинул театр из царского дворца на площадь».
В 1730-е годы в Москве появлялись «публичные игрища» на масленицу, на которых представляли «Евдона и Берфу», «Соломона и Гаера». А с 1742 года в Москве представляла «Немецкая комедия» - постоянно действующий городской театр, на чьи спектакли ходило много народа.
Рождение национального профессионального театра связано с именем Ф.Г. Волкова (1729-1763) и городом Ярославлем, где он впервые поставил драмы своего великого земляка Д. Ростовского, а затем первые трагедии А.П. Сумарокова. С 1756 года публичный театр открывает свой занавес и в Санкт-Петербурге. Создателем репертуара и директором театра был драматург Сумароков. А гениальным актером и режиссером был Федор Григорьевич Волков. Подтверждением его гениальности служит последнее его творение - «Торжествующая Минерва», в котором проявились многочисленные таланты Волкова. «Театральное искусство знал он в высшей степени»,- вспоминали современники. Ставился этот грандиозный праздник по случаю восшествия на престол Екатерины II. Во время торжества Ф. Волков простудился и безвременно скончался «к великому и общему всех сожалению».
В труппе Волкова начал свою актерскую карьеру знаменитый актер И.А. Дмитриевский (1736-1821), который с 1779 руководил частным театром на Царицыном лугу. На сцене этого театра впервые была поставлена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», в которой сам И.А. Дмитриевский сыграл роль Стародума.
В Москве существовал университетский театр с итальянской труппой Д. Локателли. А в 1780 году открылся Петровский театр, в репертуаре которого были как драматические, так и оперные спектакли.
Своеобразным явлением культурной жизни второй половины XVIII в. был крепостной театр.
В конце XVIII в. роль театра в общественной жизни значительно выросла и стала предметом публичных обсуждений.
Итак, национальная художественная культура в эпоху Просвещения отразила сложную общественную жизнь в ее развитии и многообразии вариантов и форм, жанров и направлений. Определяющей чертой стало формирование «русской европейскости» и светскости.
Книга является пособием по истории русской литературы XX века (20-90-е годы). Она представляет собой первый том, за которым последует продолжение - «Литературный процесс» (в двух частях). Пособие призвано отразить современный научный взгляд на основные художественные ценности и тенденции развития русской литературы XX века. Издание предназначено для студентов филологических факультетов российских университетов, а также для аспирантов и преподавателей, - всех, кто занимается русской литературой.
Пути и лица. О русской литературе XX века Алексей Чагин
В книге объединен ряд работ автора, написанных в последние два десятилетия и посвященных русской литературе XX века. Открывается она "Расколотой лирой" (1998) - первым монографическим исследованием, обращенным к проблемам изучения русской литературы в соотношении двух потоков ее развития после 1917 года - в России и в зарубежье. В следующие разделы включены статьи, посвященные проблемам и тенденциям развития литературы русского зарубежья и шире - русской литературы XX века. На страницах книги возникают фигуры В.Ходасевича, Г.Иванова, С.Есенина, О.Мандельштама,…
Коллектив Авторов
Предметом первого тома является древнерусская литература и литература XVIII в. Здесь освещается своеобразие исторического пути русской литературы X – первой четверти XVIII в., становление русской литературы нового времени, формирование ее национальной самобытности. В заключительной части тома показано значение традиций XVIII в. в истории русской литературы XIX в.
Древнерусская литература. Литература XVIII… Н. Пруцков
Предметом первого тома является древнерусская литература и литература XVIII в. Здесь освещается своеобразие исторического пути русской литературы X - первой четверти XVIII в., становление русской литературы нового времени, формирование ее национальной самобытности. В заключительной части тома показано значение традиций XVIII в. в истории русской литературы XIX в.
История русской литературы XIX века. Часть… Сергей Скибин
В части 1 учебника раскрываются закономерности литературного развития в начале столетия, художественное богатство «золотого века» русской поэзии, расцвет которого наступил в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Учебник предназначен студентам филологических факультетов, преподавателям вузов и школ.
История зарубежной литературы XVIII века Коллектив Авторов
Учебник рассматривает важнейшие закономерности развития литературы эпохи Просвещения - одного из ярких периодов в истории мировой литературы. Анализируется творчество наиболее выдающихся писателей Англии, Франции, Италии, США и Германии - Дефо, Свифта, Филдинга, Стерна, Вольтера, Дидро, Руссо, Лессинга, Шиллера, Гете. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное. Под редакцией Л. В. Сидорченко.
История зарубежной литературы XVII века Нина Жирмунская
Учебник рассматривает развитие литературных стилей барокко и классицизма на примерах литературы Испании, Франции, Германии, Англии. Анализируется творчество крупнейших писателей этих стран - Кальдерона, Корнеля, Расина, Мольера, Гриммельсгаузена, Мильтона и др.
Повесть и рассказы из сборника «Современная… Лев Куклин
В сборник «Современная эротическая проза» вошли эротические произведения писателей Петербурга и Москвы, а также русскоязычных зарубежных прозаиков - произведения традиционные и новаторские, лирические и жесткие, эстетически красивые и шокирующие, смешные и трагические. Но всех их объединяет психологическая достоверность, мастерство авторов, отсутствие какого-либо морализаторства и высокая степень эротической напряженности. В данную книгу вошли повесть «Гуманитарная помощь» и рассказы Лева Куклина. Сборник еще раз подтверждает, что…
Том 8. Фабрика литературы Андрей Платонов
Перед вами - первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века. В этот том вошла литературная критика и публицистика 1920-1940-х годов. К сожалению, в файле отсутствует часть произведений. http://ruslit.traumlibrary.net
Жюльетта. Том 2 Маркиз де Сад
Этот том включает четвертую, пятую и шестую книги одного из самых значительных произведений скандально известного маркиза Донасьена Альфонса Франсуа де Сада (1740-1814) – романа «Жюльетта». В нем, как и в других своих сочинениях, маркиз де Сад описывает весьма жестокие способы сексуальных «развлечений» высшего сословия Франции середины XVIII века, поэтому это издание будет интересным для всех любителей жесткой эротической литературы.
Жюльетта. Том I Маркиз де Сад
Этот том включает первую, вторую и третью книги одного из самых значительных произведений скандально известного маркиза Донасьена Альфонса Франсуа де Сада (1740-1814) - романа «Жюльетта». В нем, как и в других своих сочинениях, маркиз де Сад описывает весьма жестокие способы сексуальных «развлечений» высшего сословия Франции середины XVIII века, поэтому это издание будет интересным для всех любителей жесткой эротической литературы.
Жюльетта. Том II Маркиз де Сад
Этот том включает четвертую, пятую и шестую книги одного из самых значительных произведений скандально известного маркиза Донасьена Альфонса Франсуа де Сада (1740-1814) - романа «Жюльетта». В нем, как и в других своих сочинениях, маркиз де Сад описывает весьма жестокие способы сексуальных «развлечений» высшего сословия Франции середины XVIII века, поэтому это издание будет интересным для всех любителей жесткой эротической литературы.
Красное и черное Фредерик Стендаль
Стендаль (1783–1842) - настоящая фамилия Анри Бейль - один из тех писателей, кто составил славу французской литературы XIX века. Его перу принадлежат «Пармская обитель», «Люсьен Левель», «Ванина Ванини», но вершиной творчества писателя стал роман «Красное и черное». Заурядный случай из уголовной хроники, лежащий в основе романа, стал под рукой тонкого психолога и блестящего стилиста Стендаля человеческой драмой высочайшего накала и одновременно социальным исследованием общества. Жюльен Сорель - честолюбивый и способный молодой человек - пережил…
Похождения бравого солдата Швейка Ярослав Гашек
Герой романа знаменитого чешского писателя Ярослава Гашека бравый солдат Швейк фигура одновременно комическая и трагедийная. Этот «маленький человек» литературы XX века - носитель народной смекалки и оптимизма - зримо известен всему миру по незабываемым иллюстрациям Йозефа Лады. Роман вошёл в сокровищницу мировой литературы. Есть и ещё одно мнение об этой книге - это литература для настоящих мужчин, потому как казарменный юмор солоноват на женский вкус.
Мост на Дрине Иво Андрич
«Мост на Дрине» – это песнь о родине, песнь о земле, на которой ты родился и на которой ты умрешь, песнь о жизни твоей и твоих соотечественников, далеких и близких. Это – одно из самых глубоких и своеобразных произведений мировой литературы XX века, где легенды и предания народа причудливо переплетаются с действительными, реальными событиями, а герои народных сказаний выступают в одном ряду с живыми, конкретно существовавшими людьми, увиденными своим современником. В октябре 1961 года Шведская Академия присудила роману «Мост на Дрине» Нобелевскую…
В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление - классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали , а также школа европейского просвещения.
Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке.
Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.
Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.
Большим человеком 18 века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.
Крупнейшим поэтом в русской литературе 18 века стал . Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом - философом.
В конце 18 века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм - направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения а и а. Карамзин, в повести высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.
И все достижения эпохи Возрождения. Огромное влияние на общества оказала литература 18 века, которая внесла свой неоценимый вклад в мировую культуру. Просвещение дало толчок Великой французской революции, полностью изменившей Европы.
Литература 18 века выполняла в основном просветительские функции, ее глашатаями стали великие философы и писатели. Они сами обладали невероятным багажом знаний, порой энциклопедических, и не без оснований считали, что только просвещенный человек сможет изменить этот мир. Они несли свои гуманистические идеи через литературу, состоявшую в основном из философских трактатов. Эти труды были написаны для довольно широкого круга читателей, способных мыслить и рассуждать. Авторы надеялись таким образом быть услышанными большим количеством людей.
Период с 1720 по 1730-е годы назван просветительским классицизмом. Основное его содержание заключалось в том, что писатели высмеивали опираясь на примеры античной литературы и искусства. В этих произведениях чувствуется патетика и героизм, которые направлены на идею создание государства-рая.
Зарубежная литература 18 века сделала немало. Она смогла показать героев, являющихся настоящими патриотами. Для этой категории людей Равенство, Братство и Свобода являются главным приоритетом. Правда, надо отметить, что эти герои полностью лишены индивидуальности, характерности, ими владеют только возвышенные страсти.
На смену просветительскому классицизму приходит просветительский реализм, который приближает литературу к более близким для людей понятиям. Зарубежная литература 18 века получает новое направление, более реалистичное и демократичное. Писатели поворачиваются лицом к человеку, описывают его быт, рассказывают о его страданиях и мучениях. Языком романов и поэм писатели призывают своих читателей к милосердию и состраданию. 18 века начинают зачитываться произведениями Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Лессинга, Филдинга и Дефо. Главные герои - простые люди, которые не могут противостоять общественной морали, очень ранимые и часто безвольные. Авторам этих произведений еще очень далеко до реалистических литературных образов героев 19 и 20 веков, но уже заметен значительный сдвиг в сторону описания более жизненных характеров.
Русская литература 18 века берет свое начало с преобразований Петра I, постепенно сменяя позиции просвещенного классицизма на реализм. Яркими представителями этого периода были такие авторы, как Тредиаковский и Сумароков. Они создали благодатную почву на русской земле для развития литературных талантов. Неоспоримы Фонвизина, Державина, Радищева и Карамзина. Мы восхищаемся до сих пор их талантами и гражданской позицией.
Английская литература 18 века отличалась формированием сразу нескольких различных направлений. Англичане первыми стали использовать такие жанры, как социальный и семейный романы, в которых проявились таланты Ричардсона, Смоллетта, Стивенсона, и, несомненно, Свифта, Дефо и Филдинга. Писатели Англии одними из первых стали критиковать не буржуазный строй, а самих буржуа, их моральные и Правда, Джонатан Свифт замахнулся в своей иронии и на сам буржуазный строй, показав в своих произведениях самые негативные его стороны. Английская литература 18 века представлена также явлением, получившим название сентиментализм. Она наполнена пессимизмом, неверием в идеалы и направлена только на чувства, как правило, любовного содержания.