Главная · Социология · М бехтерев психология. Объективная психология в.м.бехтерева. Другие книги схожей тематики

М бехтерев психология. Объективная психология в.м.бехтерева. Другие книги схожей тематики

Психология и эзотерика

Объективная психология Бехтерева. Бехтерев Владимир Михайлович 18571927 русский невропатолог психиатр физиолог психолог. Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной основным методом которой должна быть интроспекция и объективной.

Вопрос 7. Объективная психология Бехтерева.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) - русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Создатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885), основатель Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром комплексного (всестороннего) исследования человека.

Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа.

В первый период (до 10-х гг. ХХ в.) Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективной. Бехтерев называл себя представителем объективной психологии , однако, в отличие от И.М.Сеченова, который полагал необходимым изучать объективными методами именно психические процессы, Бехтерев считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т.е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы.

На втором этапе творчества (с 10-х гг. ХХ в.) Бехтерев создает учение, названное им рефлексологией . По сути рефлексология стала преемницей объективной психологии Бехтерева. Несмотря на то что рефлексология была подвергнута критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти Бехтерева, идеи Бехтерева о комплексном (всестороннем) изучении человека получили свое продолжение в последующем развитии психологии.

Будучи врачом-невропатологом, Бехтерев под влиянием сеченовских “Рефлексов головного мозга” заинтересовался вопросами экспериментальной психологии. В то время уже были известны достижения экспериментальной лаборатории Вундта, куда приехал Бехтерев, чтобы овладеть новой наукой. Вернувшись в Россию, он создал в 1885 году при клинике душевных болезней Казанского университета первую в России лабораторию экспериментальной психологии .

Бехтерев в своих психол. опытах использовал в качестве испытуемых душевнобольных. Конечно, они отличались от пациентов Вундта, программа которого строилась на субъективном методе, на предположении, что при тщательном наблюдении субъекта за процессами в собственном сознании удастся проникнуть в его структуру. На психически здорового человека можно было положить-ся. Но как быть с теми, у кого нарушена нормальная работа сознания? Уже одно это заставило Бехтерева усомниться в непогреши-мости вундтовой интроспекции (субъективного метода). Проделав огромную работу по изучению центральной нервной системы Бехтерев сосредоточился на объективном анализе неотделимых от этой системы психических состояний.

C вою главную задачу Бехтерев усматривал в познании целостного человека. Он надеялся решить ее, соединив знания о человеке, добываемые различными науками, в единый комплекс . Установка на комплексность сочеталась в его творчестве с установкой на изучение целостного человека в его развитии. Именно Бехтерев стал в начале XX в. инициатором разработки в нашей стране комплексной науки о ребенке (педологии ) и создания специального Педологического института .

Расширяя масштабы исследований и привлекая с целью комплексного познания человека ученых самых разных специальностей, Бехтерев объединил их в большом Психоневрологическом институте, который неоднократно закрывался царскими властями за “крамольную” идеологическую ориентацию: его объективные исследования опровергали учение о бестелесной душе.

Свою основную научную концепцию Бехтерев называл сначала объективной психологией, а затем - рефлексологией . Как и другие лидеры науки о поведении, он опирался на категорию рефлекса. В русской науке эта категория приобрела совершенно особые признаки. Она решительно отличалась от общепринятой концепции “рефлекторной дуги” с ее двумя “плечами” - центростремительным , несущим возбуждение к мозгу, и центробежным , отражающим это возбуждение к мышцам. Коренное отличие заключалось в представлении о том, что рефлекторное действие является не анатомофизиологическим, а психофизиоло-гическим. Внешние впечатления, которые вызывают изменения поведения, это не просто стимулы, подобные физическим толчкам, запускающим в ход нервную “дугу”, а носители знаний об окружающем мире. Их следы могут запечатлеваться и воспроизводиться мозгом. Поэтому и итоговая двигательная реакция - продукт не “чисто” нервного, а нервно-психического возбуждения.

Сущность и задачи рефлексологии – в изучении актов поведения личности (т.е. всех ее рефлексов), в их опосредованности: 1) внешними раздражителями , 2) нервно-психическими процессами в организме .

Стремясь отграничить учение о простых рефлексах от своей концепции организации поведения, Бехтерев ввел особый термин “ психорефлекс ”, или сочетательный рефлекс , т.е. сочетание следов прежнего опыта со следами нового. В этом случае сочетатель-ный рефлекс напоминал павловское понятие об условном рефлексе. Обе схемы поведения предполагали, что однажды возникшая связь (сочетание) внешнего впечатления (сигнала - по Павлову) с ответным действием запечатлевается в мозгу и при новом появле-нии сходного впечатления вызывает связанную с ним реакцию. Физиолог Павлов ставил опыты над животными. Врач-психиатр Бехтерев - над людьми. Павлов изучал гл.образом реакцию слюнной железы, Бехтерев - реакцию руки (например, если звук сочетал-ся с легким ударом эл.тока, то впоследствии испытуемый отдергивал руку при соответствующем звуке даже без воздействия тока).

Главное преимущество рефлексологии (как и учения о высшей нервной деятельности) определялось тем, что она утверждала приоритет объективного метода в эпоху, когда в психологии царил, метод субъективный. В одном из фундаментальных трудов - “Объективной психологии” (1907) – Бехтеревым была сформулирована концепция психологии как науки, использующей объективные методы, предложена программа развития психологической науки. Отличительная особенность научной программы Бехтерева – системность, комплексность, идея всестороннего изучения человека. Книга была переведена за рубежом и оказала большое влияние на молодых американских психологов, начавших поход против субъективного метода и создавших мощное направление в американской психологии, получившее имя бихевиоризма .

Вместе с тем нужно отличать науку о поведении, созданную русскими учеными, от американской ее версии. Коренное отличие заключается в том, что для русских ученых (школы Сеченова, Павлова, Бехтерева) поведение означало такое взаимодействие организма со средой (природной и социальной), которое опосредовано головным мозгом и психическими компонентами. Американцы же ограничились внешне (объективно) наблюдаемыми реакциями организма на раздражители окружающей среды, считая объективным лишь то, что дано” прямому, непосредственному наблюдению.

Создатели российской науки о поведении отстаивали активный характер отношения организма к среде .

Так, Павлов разработал понятие об ориентировочном рефлексе , или рефлексе “что такое?”. Организм как бы непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь выяснить значение ситуации, в которой он оказался, и наилучшим образом запечатлеть именно то, что представляет наибольшую ценность для поведения.

Бехтерев обозначил сходную реакцию как “ рефлекс сосредоточения ” (внимание), благодаря которому поведение становится не суммой хаотических реакций, а направленным и сосредоточенным на жизненно важных объектах процессом, отделяющим их от великого множества других непрерывно действующих на органы чувств и нервные центры раздражителей.

Таким образом, получалось, что поведение изначально активно, целенаправленно и неотделимо ни от психических образов и окружающей среды, ни от влечений (потребностей) организма. И если прежняя психология оценивала эти образы и влечения с точки зрения того, что сообщает о них субъект (благодаря своей интроспекции), то новая, прежде всего российская, психология требовала познания объективных причин и законов, действующих независимо от “свидетельских показаний” субъекта.

ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В.М.БЕХТЕРЕВА.

Бехтерев «Объективная психологи и ее предмет»

Рассматривает всю совокупность психических явлений и форм человеческого поведения на основе понятия рефлекс (вслед за Сеченовым), т.к. нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями.

Метод исследования – анализ сочетательно-двигательных рефлексов, доступных для внешнего наблюдения и регистрации, а не интроспекция.

Ô объективная психология и рефлексология

Выдвинул и проводил идею комплексного (междисциплинарного) изучения человека, которая реализовалась в два этапа:

Комплексные экспериментальные исследования, в которых человек выступал бы предмет изучения разных научных дисциплин: физиологии, анатомии, педагогики, психологии.

Анализ и осмысление на основе единой теоретической концепции разных сфер и уровней взаимодействия человека с миром.

Это требовало глубокого анализа различных форм человеческой активности – именно этой стратегии отвечала разработка Бехтеревым новых отраслей рефлексологии: генетической рефлексологии, рефлексологии труда , коллективной рефлексологии и т.д.

Бехтерев не ограничивался анализом индивидуального поведения человека. Признавая связь поведения одного человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи Ô основал новое направление психологического исследования социальная (общественная) рефлексология .

Предпосылки процессов социальной интеграции он видит в «социальных инстинктах», которые «приводят даже животных одного и того же вида к совместной жизни стадами». Важным стимулом объединения людей в группы является, по Бехтереву, их «взаимная нуждаемость» друг в друге, проявляемая в филогенезе в виде необходимости «объединения сил для целей нападения и защиты», а в ситуации совместной деятельности – в конкретных формах взаимного дополнения индивидами друг друга, распределения функций и усилий для достижения поставленной цели.

В число факторов, объединяющих людей в группы, он включал также общение, проявляющееся в разных формах – в виде взаимного подражания, внушения, убеждения.

Бехтерев организовал лабораторию экспериментальной психофизиологии в 1885 (после возвращения из Лейпцига, где учился у Вундта), которая позднее преобразовалась в институт изучения проблем мозга и психической деятельности.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20868. Б.А. ТАРАШКЕВІЧ – АЎТАР ПЕРШАЙ “БЕЛАРУСКАЙ ГРАМАТЫКІ” 103.5 KB
Сярод старэйшых людзей у былой Заходняй Беларусі і сёння амаль не сустрэнеш чалавека, які б не ведаў імя Браніслава Тарашкевіча. Адны ўспамінаюць, што вывучалі родную мову па ягонай граматыцы, другім з даўніх год запала ў сэрца палымянае слова Тарашкевіча- дэпутата, сказанае ім на мітынгу, ці баявая антыўрадавая прамова ў польскім сейме
20869. Условия прочности грунтов оснований 258 KB
Механика грунтов, основания и фундаменты вместе с инженерной геологией и охраной природной среды составляют особый цикл строительных дисциплин. Предметом его изучения являются материалы, как правило, природного происхождения – грунты и их взаимодействие с сооружениями.
20870. Специальное программное обеспечение 252 KB
Персональный компьютер, как известно, является универсальным устройством для обработки информации. Персональные компьютеры могут выполнять любые действия по обработке информации. Для этого необходимо составить для компьютера на понятном ему языке точную и подробную последовательность инструкций - программу
20871. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 5.62 MB
В условиях рыночной экономики государственные и муниципальные органы выполняют функции регуляторов производства, хозяйствующих субъектов, участников обмена. Для обеспечения своих функций они создают финансовую систему, которая включает три уровня: федеральный, региональный, муниципальный.
20872. Водопостачання, водовідведення та поліпшення якості води 354.5 KB
Тип основних споруд та установок-освітлювачі зі зваженим осадом (за таблицею 14 ДБН: Рекомендації для попереднього вибору споруд для освітлення і знебарвлення води).
20873. Основи технічної графіки: проеціювання на дві площини 97.5 KB
Мета уроку: Засвоєння знань про проеціювання центральне паралельне; креслення деталей об"ємної форми та умовні позначення на кресленнях. Формування умінь здійснювати проеціювання на дві взаємно перпендикулярні площини. План вивчення 1 Суть поняття проеціювання.

М.: Наука, 1991. — 480 с.Трудами В. М. Бехтерева, русского и советского психолога, психиатра, организатора отечественной науки, открывается новая серия — «Памятники психологической мысли». В первую книгу серии включена работа «Объективная психология» (1907—1912). В ней дается обоснование объективных методов изучения психических явлений, излагается стратегия комплексных исследований психических феноменов. Труды академика В. М. Бехтерева характеризуют его как основоположника целостного и гуманистического подхода к изучению человека. Книга снабжена комментариями и примечаниями, именным указателем.
Для широкого круга читателей, интересующихся историей развития психологической науки в нашей стране.Обоснование объективной психологии
Задачи объективной психологии
Нервно-психические процессы
Общая схема нервно-психических процессовОбщая часть
О внешних впечатлениях
О развитии внешних впечатлений
О влиянии внешних впечатлений на другие нервно-психические процессы
Анатомо-физиологические условия проведения внешних импульсов
Специфичность внешних впечатлений
О внутренних или органических впечатлениях
О мышечно-суставных впечатлениях
О влиянии внутренних впечатлений на нервно-психические процессы
О внешних реакциях
О развитии двигательной реакции
О внутренних реакциях
Об аффективных состояниях
О взаимоотношении между впечатлениями и реакциями в форме обыкновенных рефлексов
О взаимоотношении между внешними впечатлениями и реакциями при посредстве репродуктивных процессов
Об отношении между впечатлениями и внешними реакциями при посредстве сочетаний внешнего характера
Об отношении между внешними впечатлениями при посредстве сочетаний личного характера
Анатомо-физиологические условия сочетательных процессов
Общие условия отношений между внешними впечатлениями и внешними реакциямиСпециальная часть
Рефлексы и автоматизм
О внутренних рефлексах
О развитии рефлексов
О сложных рефлекторных актах стояния и ходьбы
Инстинктивные рефлексы
Инстинкт, или сложный наследственный автоматизм
Определение инстинкта
Влияние внешних условий на проявление инстинктов
Влечение к пище
Половой инстинкт
Материнский инстинкт
Инстинкт самосохранения
Социальный инстинкт и значение индивидуального опыта в инстинкте
Отличие инстинкта от других нервно-психических отправлений
Происхождение инстинктов
О локализации импульсов, обеспечивающих осуществление инстинктов, и о развитии последних
О репродуктивных и сочетательно-репродуктивных или подражательных рефлексах
О круговой реакции
Подражание и внушаемость
Оживление репродуктивных рефлексов
Значение сочетания и других условий в процессе оживления рефлексов Зависимость оживления от протекшего времени внешних воздействий Зависимость оживления от воспринимающих органов, сочетательной деятельности и сосредоточения
Влияние внешних условий на оживление
Зависимость оживления от возраста, пола и индивидуальности
Относительная точность оживления
О процессах отождествления
Сочетательные рефлексы
Мимические рефлексы
Общий механизм мимических движений
Биологическое происхождение мимических движений
Исследования Ч. Дарвина
Классификация мимических движений
Мимика животных
Сопутствующие мимике внутренние движения
Об индивидуальном развитии мимических движений
Физиологические основы мимических движений
О локализации центров мимических движений
Роль спинного мозга и подкорковых центров в выполнении мимических движений
Роль мозговой коры в выполнении мимических движений
Происхождение мимики
О рефлексах сосредоточения
Внешнее сосредоточение
О внутреннем сосредоточении
Сосредоточение как рефлекс
Методы исследования сосредоточения
Активное и пассивное сосредоточение
Условия возбуждения сосредоточения
Колебания сосредоточения
Влияние сосредоточения на другие психические процессы
Влияние сосредоточения на объем впечатления и скорость психических процессов
Значение упражнения в отношении сосредоточения
Влияние сосредоточения на мышечную работу и движения
Влияние сосредоточения на внутренние процессы
О развитии сосредоточения
О природе сосредоточения
Символические рефлексы
Речь как символический рефлекс
О конкретно-символических комплексах
Значение словесных символов
Экспериментальные исследования над символическими рефлексами
Быстрота развития речевого рефлекса
Роль словесного внушения в гипнозе
Исследование обмолвок речи
Жесты как символические движения
Пантомимические и другие выразительные движения
Биологическое развитие жестов и других символических движений
О значении речи в развитии общих сочетаний
Об оценке внешних и внутренних воздействий
Оценка ложных раздражений
Оценка волосковых раздражений
Оценка вибрационных раздражений
Оценка тепловых раздражений
Оценка вкусовых и обонятельных раздражений
Оценка звуковых раздражений
Оценка световых раздражений
Оценка смещения членов в пространстве
Оценка тяжестей
Оценка разностного порога раздражения
Зависимость оценки внешних впечатлений от протекшего времени
Оценка расстояний
Оценка времени
Самооценка вообще и оценка собственной личности
Об отношении между данными личной оценки внешних впечатлений и результатами исследования других объективных данных
Дальнейшие соотношения между объективными нервно-психическими процессами и личной оценкой внутренних состояний
Данные о развитии речи в детском возрасте
Биологическое развитие человеческой речи
Переход от рефлекторной речи к психорефлекторной
Отношения между биологическим и онтогенетическим развитием речи
Значение развития речи в отношении сочетательных процессов
Письменная речь
Рисование как изобразительное письмо детей
Речевые центры
Центры символических движений в форме жестов
Личные рефлексы
Органическая и социальная сфера личности
О личных движениях
Поступки и действия как объективные выразители личности
Личная сфера как руководитель активного сосредоточения и смены сочетаний
Индивидуальные особенности личности и вопрос о свободе действий
Личность как определитель действий и поступков
Экспериментальные исследования относительно времени и условий, определяющих выбор личных движений
Исследования над влиянием внешних условий на выполнение личных рефлексов
О явлениях сочетания в личных движениях
О сложных проявлениях в сфере личных рефлексов
Влияние отвлечения сосредоточения на личные движения
Исследование над мышечной работой и усталостью
Влияние различных условий на мышечную работу
О развитии личных движений
О физиологической основе личных реакций
Общий ход индивидуального развития нервно-психической сферы
Приложение
Ломов Б. Ф., Кольцова В. А., Степанова Е.И. Очерк жизни и научной деятельности Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927)
Кольцова В. А., Спиркина Е.А. Комментарии и примечания
Именной указатель

Идеи, сходные с павловскими, развивал в книге "Объективная психология" (1907) Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927). Между воззрениями этих двух ученых имелись различия, но оба стимулировали психологов на коренную перестройку представлений о предмете психологии.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев тем не менее не отвергал сознание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет психологии. Признавал он и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не заменяют, но дополняют данные, получаемые при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении. В принципе, говоря о связи между рефлексологией и психологией, можно провести аналогию о соотношении между механикой и физикой, так как известно, что все многообразные физические процессы можно в принципе свести к явлениям механического движения частиц. Аналогичным образом можно допустить, что все психологические процессы сводятся в конечном счете к различным типам рефлексов. Но если из общих понятий о материальной точке нельзя извлечь свойства реальной материи, то невозможно и вычислить логически конкретное многообразие изучаемых психологией фактов только из формул и законов теории рефлексов. В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию, и последние работы его Психоневрологического института, в частности исследования В.Н.Осиновой, Н.М.Щелованова, В.Н.Мясищева, постепенно выходят за рамки рефлексологического подхода.

Говоря о значении рефлексологии, Бехтерев подчеркивал, что научнообъясняющая функция, содержащаяся в понятии рефлекса, основана на предпосылках механической и биологической причинности. Принцип механической причинности, с его точки зрения, опирается на закон сохранения энергии. Согласно этой мысли все, в том числе и самые сложные и тонкие формы поведения, можно рассмотреть как частные случаи действия общего закона механической причинности, так как все они не что иное, как качественные трансформации единой материальной энергии. В таком стремлении связать психическую деятельность с энергетическими законами, в частности с законом сохранения энергии, Бехтерев не был одинок. Такие попытки были достаточно популярны в начале века не только в отечественной, но и в мировой психологии и были связаны с переложением теории энергетизма Маха в теории психологизма, предпринимаемым Вундтом, Овсянико-Куликовским и другими психологами.


Однако Бехтерев не ограничивался теорией энергетизма, связывая рефлекс и с биологией, с точки зрения которой жизнь есть сумма сложных физиологических процессов, обусловленных взаимодействием организма со средой и приспособлением к среде. С этой точки зрения, рефлекс есть способ установления некоторого относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Таким образом появляется одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. В своей книге "Основы общей рефлексологии" (1923) он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека. Наследственность же задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом. Доказательством такой пластичности, гибкости нервной системы, ее зависимости от окружающей среды являлись, по мнению Бехтерева, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

В Психоневрологическом институте Бехтерева был заложен опыт строго объективного исследования ребенка – его поведения, мимики, речи. Исследовались и соответствие психических процессов внешним раздражителям, настоящим и прошлым, а также наследственные особенности детей. Важная для Бехтерева мысль о необходимости изучения целостной реакции организма совпадала с требованиями детской психологии. Рефлексологический подход к детскому развитию и рефлексологические методы исследования были чрезвычайно распространены в 10-20-е годы XX столетия, заменяя подчас собственно психологические методы исследования душевной жизни детей.

Наибольшее значение имели разработанные Бехтеревым рефлексологические методы изучения младенцев. Первая попытка такого исследования была осуществлена им в 1908 году, им же был разработан и обоснован метод генетического рефлексологического исследования, который он считал одним из важнейших достижений своей школы.

Изучая психику младенцев, Н.М.Щелованов и его сотрудники получили важнейшие факты, которые дали возможность установить этапы развития детей младенческого возраста и разработать методы диагностики этого развития. Полученные лабораторией генетической рефлексологии материалы позволили установить основные закономерности психического развития детей раннего возраста: слуховое и зрительное сосредоточение, комплекс оживления, кризис одного года, – без знания которых невозможно представить современную детскую психологию.

Большой интерес представляли и проводившиеся в Педологическом институте (возникшем на базе Психоневрологического института) исследования "трудных" детей, которыми руководили В.Н.Осинова и В.Н.Мясишев. В результате были разработаны не которые меры по предотвращению агрессивных реакций у "трудных" детей при переходе из одной среды в другую, незнакомую. Были созданы и основы классификации "трудных" детей исходя из их личных особенностей, под которыми понимались не только индивидуальные качества, но и тип воспитания в семье.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX века, которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Созданный им Педологический институт Бехтерев рассматривал как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Как ни были разносторонни интересы Бехтерева, он всегда подчеркивал, что все они концентрировались вокруг одной цели – изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид- это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой Бехтерев выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Интересно, что, как и Фрейд, он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Исследуя отклоняющееся поведение, он исходил из ограниченности тех способов коррекции, которые во главу угла ставили положительное подкрепление желательного поведения и отрицательное – нежелательного. Он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения можно, создав более сильный мотив, который вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение. Таким образом, Бехтерев во многом предвосхитил идеи о роли сублимации и канализации энергии в социально приемлемом русле, разрабатываемые психоанализом.

Бехтерев отстаивал очень важную мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы. Он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, изучая, что происходит с личностью, когда она становится участником коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности. В своих экспериментах, посвященных влиянию внушения на деятельность человека, Бехтерев впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал: влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы огранчивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности. Личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация – две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции. При этом самоопределение личности представлялось Бехтереву подвижным процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в другую сторону. Говоря о стереотипизации личности, ее отчуждении от своей внутренней сути при социализации, Бехтерев фактически развивал те же мысли, что и представители появлявшейся в то время на Западе экзистенциальной философии, положения которой легли в основу одной из наиболее популярных современных теорий личности – гуманистической. Таким образом, можно предположить, что и в русле школы Бехтерева зарождались основы еще одной отечественной теории личности, формирование которой было остановлено в самом начале.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Владимир Михайлович Бехтерев Работа «Объективная психология» отражает важный переломный этап в развитии творческой деятельности В. М. Бехтерева, приведший к построению нового учения – рефлексологии. В книге обосновывается… - ЮРАЙТ, (формат: 84x108/32, 360 стр.) Антология мысли электронная книга 2017
    629 электронная книга
    Бехтерев В.М. Работа&171;Объективная психология&187;отражает важный переломный этап в развитии творческой деятельности В. М. Бехтерева, приведший к построению нового учения рефлексологии. В книге обосновывается… - ЮРАЙТ, (формат: 60x90/16, 224 стр.) Антология мысли 2018
    1861 бумажная книга
    Владимир Бехтерев Объективная психология. Вып. 1 1907
    электронная книга
    Владимир Бехтерев Объективная психология. Вып. 2. - Библиотечный фонд, электронная книга 1910
    электронная книга
    Внутренний Предиктор СССР 2015
    416 бумажная книга
    Язык наш как объективная данность и как культура речи Речь и язык всеми воспринимаются как данность и используются как естественное средство общения и обмена информацией. Но это ли их главные функции? С детства мы знаем, что во множестве сказок народов… - Концептуал, (формат: 84x108/32, 360 стр.) - 2016
    464 бумажная книга
    Внутренний Предиктор СССР Язык наш как объективная данность и как культура речи Речь и язык всеми воспринимаются как данность и используются как естественное средство общения и обмена информацией. Но это ли их главные функции? С детства мы знаем, что во множестве сказок народов… - Концептуал, (формат: 60x90/16, 224 стр.) 2015
    594 бумажная книга
    Внутренний Предиктор СССР Язык наш как объективная данность и как культура речи Речь и язык всеми воспринимаются как данность и используются как естественное средство общения и обмена информацией. Но это ли их главные функции? С детства мы знаем, что во множестве сказок народов… - Концептуал, (формат: 60x90/16, 224 стр.) Языковедение 2018
    553 бумажная книга
    Л. И. Анцыферова Материалистические идеи в зарубежной психологии В книге с диалектико-материалистических позиций рассматриваются материалистические тенденции в психологической науке на Западе. Автор исследует элементы материалистической методологии в… - Наука, (формат: 84x108/32, 360 стр.) 1974
    380 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      объективная психология - общее название для психологических школ и направлений, которые в противовес субъективной интроспективной психологии считали метод интроспекции ненаучным и предлагали взамен различные формы и методы объективного (в естественнонаучном смысле слова) …

      Условное обозначение психологических школ, ориентированных на применение объективных методов анализа, основанных на конвенциональных правилах фиксации психических явлений. Противоположна по своим методологических основаниям субъективной, или… … Психологический словарь

      - – название любого направления научной психологии, в котором «полноправными» считаются только те данные, которые основаны на измерениях поведения в физических, объективных терминах. При этом исключаются данные, полученные путём интроспекции.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Название, охватывающее любой подходе научной психологии, в котором полноправными считаются только те данные которые основаны на измерениях в физических, объективных терминах Особое значение придается исключению данных, основанных на интроспекции… … Толковый словарь по психологии

      Термином «объективная психология» в его узком смысле обозначаются психол. воззрения И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, пришедших в результате изучения рефлексов и обусловливания к объяснению психол. явлений, включ. высшие психич.… … Психологическая энциклопедия

      ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

      психология объективная - условное обозначение психологических школ, ориентированных на применение так называемых объективных методов анализа, основанных на конвенциональных правилах фиксации явлений психических. Противоположна по своим методологических основаниям… … Большая психологическая энциклопедия

      Бихевиоризм (от англ. behaviour «поведение», ещё один вариант произношения: «би хэй вио ризм» с двумя ударениями) направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский… … Википедия

      ПСИХОЛОГИЯ - наука о состояниях сознания. Предметом психологии может быть индивидуальное сознание (субьективная психология), поведение, т.е. совокупность объективных реакций индивидуума (объективная психология), поведения, иначе говоря, поступка и его… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

      ПСИХОЛОГИЯ - наука о состояниях сознания. Предметом психологии может быть индивидуальное сознание (субъективная психология), поведение, т. е. совокупность объективных реакций индивидуума (объективная психология), поведения, иначе говоря, поступка и его… … Философский словарь

      - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

    Петербургский этап творчества Бехтерева характеризуется определенной стадиональностью, общая их направление составляет переход от объективного экспериментального изучения психики к рефлексологии, которая отказывается от исследования психических явлений и акцентирует внимание лишь на их внешних проявлениях. Содержание рефлексологического идей Бехтерева отражена в «Объективной психологии»; «Общие основания рефлексологии»; «Объективное изучение личности»; «Общие основы рефлексологии» и другие.

    В работе «Объективная психология» обоснуется перспективность объективного метода изучения психологии, рефлекторный процесс рассматривается как конкретное выражение и способ его реализации. В более поздних из перечисленных работ происходит уже полный отказ от психологии, психических явлений, системы ее категорий и понятий. Отбросив субъективную психологию, Бехтерев ставит задачу создания новой психологии, базирующейся на строго объективном методе изучения психики.

    Он приходит к выводу о существовании единого нервно-психического процесса, в котором в нерасчлененном виде представлены и физиологические и психические компоненты. Основной единицей анализа нервно-психической деятельности у него становится рефлекс, рассматриваемый как универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Деятельность человека представляет собой сумму рефлексов, различающихся по сложности и характеру, особенностям организации. Центром изучения Бехтерева становится НЕ психика, сознание, а их внешние проявления1.

    Таким образом, от утверждения идеи объективного изучения психики Бехтерев приходит к ее снятию и замене психического процесса физиологическим. Психология заменяется рефлексологией. Принимая интроспективное определения сознания как единственно возможное, как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить, он выбирает единственно в этих обстоятельствах возможное решение - отказ от изучения психики, сознания вообще и обращение к исследованию поведения.

    В целом, в творчестве В.М. Бехтерева отразилось кризисное состояние психологической науки на рубеже 19-20 веков. Отсутствовала разработанная научная методология психологии. Создавая новую объективную парадигму, Бехтерев мог реально опереться лишь на стихийно-материалистические предвытекающие со всей логики развития естественнонаучных взглядов ученого. Они не обеспечивали понимания психики в ее собственном бытии, предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа объективного мира. Человек оставался в понимании Бехтерева лишь природным существом, характер его отношений с миром, с социальной действительностью сводился к пассивному реагированию на внешние воздействия.



    Но эти ошибочные подходы к исследованию психики не означают огульного отрицания всего, что было получено в области рефлексологии и, прежде всего, глубоко обоснованной идеи объективного исследования психики, а также получили дальнейшее развитие положений, касающихся комплексного системного изучения человека.

    Бехтерев считал, что психология - это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова и поэтому она должна включать в свой состав такие области, как общая психология, индивидуальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии.

    Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связана с другими отраслями науки - естествознанием и обществознание1.

    Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он стал одним из основателей нового направления психологического исследования - социальной (или общественной) психологии, рассматривается им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления - коллективная рефлексология. Впервые им было дано определение общественной психологии, перечень круг ее задач, разработаны оригинальные методы изучения социально - психологических процессов. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовых явлений и ряд других его положений, не только не потеряли своей актуальности, но и остаются поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проблем.



    С именем Бехтерева связано становление отечественной психологии труда; под его непосредственным руководством развивается генетическая психология, центром которой становится Педагогический институт, созданный в 1922 году.

    В организационном плане рефлексологический период характеризуется попыткой Бехтерева реально организационно воплотить идею комплексности в форме создания Психоневрологического института, а затем Института мозга и психической деятельности. Будучи мозговым центром, институт был связан с другими учреждениями, входящими в психоневрологическую академию и возглавляемыми В.М. Бехтерева. Можно с полным основанием считать, что Институт человека у нас реально существовал, и что накопленный в его стенах опыт организации комплексных исследований личности требует самого серьезного осмысления.

    Научная многогранность и разносторонность сочетались в Бехтерева с высокой научно - организационной и общественной активностью. Бехтерев был организатором многих крупных учреждений и обществ, ответственным редактором многих журналов: «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» и другие.

    Отвергая понятие души в своей концепции, Бехтерев всегда апеллировал к ней на практике, сам был образцом высокой духовности. В.М. Бехтерев писал как-то, что лица, которые «борются за общее благо человечества, которые руководствуются идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами духовной общечеловеческой культуры и имеют права на вечное признание человечества...». Эти слова ученого имеют самое непосредственное к нему самому, его вклада в развитие нашей науки и духовной культуры

    Заключение

    Таким образом, мы видим - эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятие образа, внутреннего, «ментального» плана поведения и т.д., а также обращаться к физиологическим механизмам поведения. Сейчас только некоторые из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо - американский психолог Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Бихевиоризм прошел путь от чисто механистических концепций к теориям, выдвинутых современными необихевиористами. Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его - в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять.

    Как видим, в основе схемы работы бихевиоризма лежит схема «Стимул-Реакция», которая была разработана Скиннером и продолжена Бандурой. Весомый вклад в развитие бихевиоризма сделал и известный невропатолог и психиатр Владимир Михайлович Бехтерев.

    В отечественной психологической науке с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основанной на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения.

    Вслед за И.М. Сеченова Бехтерев выступает против интроспекционистского понимания психики, рассматривает всю совокупность психических явлений и форм человеческого поведения на основе понятия рефлекс. Анализ сочетательно-двигательных рефлексов, доступных для объективного внешнего наблюдения и регистрации, определяется им как основной метод исследования в созданных им науках, получивших названия объективная психология и рефлексология. Резкое противопоставление принципов объективной психологии царила в период времени интроспекционистского понимания психики и путей ее изучения, а также конкретный теоретико-методологический уровень разработки психологических проблем обусловили отказ Бехтерева от рассмотрения психики и сознания и сведение задач психологической науки исключительно к анализу внешних проявлений рефлекторной деятельности без учета опосредствующих ее психических процессов.

    При жизни Бехтерева В.М. много проблем, им рассматриваемые, не стояли еще так остро, хотя и обсуждались в ряде работ. К тому же те подходы, которые он новаторски стал применять, начали интенсивно и систематически разрабатываться в психологической науке лишь с 30-х годов, уже после его преждевременной кончины.

    Список использованной литературы

    1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н, Петровская О.А. Совре­менная социальная психология на Западе. М, 1978.

    2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). М., 2000.

    3. Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции.11-15 сентября 1995г.-Казань, 1995-150с.

    4. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

    5. Бехтерев В.М. Сознание и его границы - Казань, 1888 .-- с. 26

    6. Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М.

    7. Гращенков Н.И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии М.: Медгиз, 1959.-45с.

    8. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Издательство «Гардарики», 2004. – 475 с.

    9. Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991. – 74 с.

    10. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Издательство «Питер», 2003. – 752 с.

    11. Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодежи. – М., 2002. – 152 с.

    12. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – М., 2004.

    13. История психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина. -Екатеринбург, 1999.

    14. Кашапов Р.Р. Практическая психология. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2003. – 448с.

    15. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М.: «ОМЕГА», 2005. – 365 с.

    16. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003. – 448 с.

    17. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий голов­ного мозга. М-Л.: Биомедгиз, 1927.

    18. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2004. – 176 с.

    19. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. – М., 2003. – 155 с.

    20. Холл К.С., Липдсей Г. Теории личности. М., 1997.

    21. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. – М.: Издательство «Академический проект», 2005 – 735 с.

    22. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

    23. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

    24. Шихирев Н.П. Современная социальная психология: Учебн. пособие для ВУЗов. М.: ИП РАМ Екатеринбург: Дело­вая книга, 2000. 448 с.

    25. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб.: Издательский Дом «Равновесие», Издательство «Питер», 2004.


    Андреева Г.М., Богомолова Н.Н, Петровская О.А. Современная социальная психология на Западе. М, 1978.

    1 История психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина. -Екатеринбург, 1999.

    2 Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). М., 2000.

    1 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М-Л.: Биомедгиз, 1927.

    1 Холл К.С., Липдсей Г. Теории личности. М., 1997.

    1 Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

    1 Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

    2 Холл К.С., Липдсей Г. Теории личности. М., 1997.

    1 Шихирев Н.П. Современная социальная психология: Учебн. пособие для ВУЗов. М.: ИП РАМ Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 448 с.

    1 Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991. – 74 с.

    1 Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Издательство «Питер», 2003. – 752 с.

    2 Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Издательство «Гардарики», 2004. – 475 с.

    1 Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодежи. – М., 2002. – 152 с.

    1 Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – М., 2004.

    1 Бехтерев В.М. Сознание и его границы - Казань, 1888 .-- с. 26

    1 Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

    1 Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции.11-15 сентября 1995г.-Казань, 1995-150с.

    1 Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

    1 Гращенков Н.И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии М.: Медгиз, 1959.-45с.