Главная · Информатика · Задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку (5,8)

Задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку (5,8)

Согласно кодификатору ОГЭ для успешного выполнения задания 5 ОГЭ по русскому языку необходимо знать следующие правила:

I. Правописание суффиксов -н-, -нн- различных частей речи.



Алгоритм работы:

1) Внимательно прочитайте задание. Формулировка может варьироваться.

«Из предложений... выпишите слово, в котором правописание суффикса...:

  • определяется правописанием отыменных прилагательных;
  • определяется правилом написания полных/кратких страдательных причастий;
  • является исключением из правила;
  • проверяется формой 1 лица настоящего времени глагола.
  • ряд других формулировок.

2) Для удобства можно выделить суффиксы всех слов в исследуемом отрезке текста. Соотнесите указанное в задании правило со словами.

3) Учите теорию. Без этого никак.

3) Не забывайте об исключениях из правил, так как их не удастся "обойти стороной", поскольку в формулировка может не оставить вам выхода.

4) Особое внимание уделите различиям между прилагательными и причастиями (их часто путают).

5) При проверке спряжения глагола, не ошибитесь с его видом (сов., несоверш.). Например: решать (несов.) - решают, решить (сов.) -решат.

Итак, приступаем к изучению теории.

I. Н/НН в различных частях речи

Разница между прилагательным и причастием:

Прилагательное

Причастие

Отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета.

Совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия.

Прилагательное может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида.

Причастие образовано от глагола совершенного вида

Имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков(а,о,ы)?»

Имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»

Причастия делятся на действительные и страдательные.

Действительные причастия (действие производится существительным) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший?

Например: читающий человек (человек сам читает)

Страдательные причастия (действие производится над существительным) отвечают на вопросы: что делаемый, что сделанный.

Например: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:

Отглагольные прилагательные

Причастия

К ним относятся:

1) Отглагольные прилагательные – это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. (можно заменить прилагательным синонимом)

Примеры: Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый). Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям).

2) Отпричастные образования, (тоже относим к прилагательным) т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.

1)сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом)

2) могут образовываться от глаголов совершенного вида

3) могут иметь зависимые слова в отличие от прилагательных.

Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий

Н

НН

1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет н, и в непроизводных прилагательных;

Юбилей-юбилейный

Синий, зеленый

2. В отыменных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-:

Песок-песчаный

Кожа-кожаный

Искл: оловянный, стеклянный, деревянный

1. В отыменных прилагательных с основой на -н;

Сон – сонный

Длина – длинный

2. В отыменных прилагательных с суффиксами

-енн- , -онн-

Искусство-искусственн ый,

Лекция-лекционн ый

Утро-утренн ий

3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не-) и зависимых слов

Красить(гл НВ без приставки) -крашеный

Пугать – пуганый

Звать-званый

Не меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о)

Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный

3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами:

Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской;

Разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм

Искл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человек

* В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида:

Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный

4. В кратких причастиях:

Засеянный -засеян(а,о,ы)

Отраженный - отражен(а,о,ы)

4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный:

Балованный, циклеванный

Искл: кованый, жёваный

5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н-

Юная девушка – девушка юна

Зеленые деревья – деревья зелены

5. В кратких прилагательных, если в полных было -нн-

Ценная вещь – вещь ценна

Длинная дорога – дорога длинна

Запомните. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же

Н-, сколько было в слове, от которого они образовались:

Воспитать – воспитанник – воспитанно; путать – путаный след, путаник, путано отвечал; запутать – запутанных, запутанность, запутанно объяснил.

Масленый (=пропитанный маслом) блин, каша, но замасленная ткань

Масляный (=на масле) насос, двигатель

Ветреный (=с ветром) день, человек, но обветренный, безветренный

Ветряной (=приводимый в движение ветром) двигатель

Правописание Н и НН в существительных

II. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н-, -нн-).

Суффиксы глаголов

-ова-, -ева-

Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю.

Заведова ть (заведую ), исповедова ть (исповедую )

-ыва-, -ива-

Если в 1 л. ед ч. Настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю

Откладыва ть (откладыва ю), разведыва ть (разведыва ю)

-ва-

Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вить, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса

Залить – заливать, преодолеть -преодолевать, преодолеваю

Искл. Застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю

Суффиксы в неопределенной форме глагола

Суффикс глагольной основы 2 спряжения на -ить, суффиксы глагольной основы 1 спр. отличаются. Необходимо запомнить некоторые исключения, где суффикс находится в безударной позиции: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть - и производных от них.

Запомните глаголы на -ять: лаять (ср. лает), таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять; глаголы на -ить : драить и клеить

Суффиксы прилагательных

-чив-, -лив-

Всегда пишется и

Заботливый, заносчивый

-ив-, -ев-

Под ударением пишется и

Красивый, правдивый

Без ударения пишется е

Боевой, сиреневый

Искл.: милостивый, юродивый

-ов-, -оват-, -овит-

Пишутся после твердых согласных

Деловой, красноватый, деловитый

-ев-, -еват-, -евит-

Пишутся после мягких согласных и ц

Вечевой, сиреневатый, глянцевитый

Суффиксы существительных

(могут чередоваться или быть неизменяемыми)

1) -ик- (-ник-, -чик-)

2) -ек-

1) ИК пишем, если при изменении по падежам сохраняет И

Столик – столика, пальчик - пальчика

2) ЕК пишем, если изменении по падежам имеет беглый гласный

Листочек- листочка, платочек - платочка

1) -ец-

2) -иц-

1) Сущ. мужского рода

боец

2) Сущ. женского рода

Владелица

В сущ. среднего рода -ец-, если ударение падает на слог после суффикса (пальтецо), -иц-, если ударении предшествует суффиксу (платьице)

1) -ичк-

2) -ечк-

1) -ичк-: в сущ. женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц-

Лестничка (лестница), пуговичка (пуговица).

2) -ечк-: в остальных случаях

Троечка, Ванечка, времечко.

1)-оньк-

2) -еньк-

1) После твёрдых согласных пишем -оньк-

Лисонька

2) После мягких согласных, шипящих и гласных -еньк-

Тученька, Зоенька

1) -чик-

2) -щик-

1) После согласных т, д, с, з, ж

Перевозчик, разносчик

2) После остальных согласных

Банщик, фонарщик

Суффиксы со значением лица (не меняются):

- ист (шахматист),

-ник (дворник),

-навт (коспонавт),

-ец (молодец),

-ёр (комбайнёр),

-тель (учитель);

-ен- пишем в разносклоняемых существительных

Время, бремя, семя, вымя, стремя, пламя, племя, темя, знамя, имя

Например: семени, времени.

III. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

*Чтобы правильно определить личное окончание глагола или суффикс причастия настоящего времени, важно уметь определит спряжение.

1. Спряжение глаголов настоящего и будущего времени

*Чтобы определить спряжение глагола,ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

I спряжение

II спряжение

Остальные глаголы (+ брить стелить, зиждиться)

Все глаголы на - ить,

7 гл. на -еть:

Терпеть

Вертеть

Обидеть

Ненавидеть

Зависеть

Смотреть

Видеть

4 гл. на -ать:

Гнать

Держать

Дышать

Слышать

Производные этих глаголов

Искл. 7 глаголов на -еть и 4 на -ать +их производные

Искл. Брить, стелить, зиждиться и производные постелить, застелить и др.

2. Окончания глаголов настоящего времени.

I спряжение (У,Ю,Е в окончаниях)

II спряжение (А,Я,И в окончаниях)

Я читаю

Ты читае шь

Он/она читае т

Мы читае м

Вы читае те

Они читаю т

Я говорю

Ты говори шь

Он/она говори т

Мы говорим

Вы говори те

Они говоря т

!!!Запомните!!!

Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь изменяются по I спряжению (выздоровеешь, выздоровеют, опостылеешь, опостылеют, опротивеют).

Глаголы хотеть и бежать (и все производные от них) разноспрягаемые.

Хотеть в ед.ч. безударные окончания 1 спр. (хочешь, хочет), а в мн.ч. – окончания 2 спр (хотим, хотите, хотят)

Например: бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут

3. Суффиксы причастий настоящего времени

Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящее время

Ущ-, -ющ- - от гл. 1 спр.

Ащ-, -ящ- от гл. 2 спр.

Ом- , -ем- от гл. 1 спр.

Им- от гл. 2 спр

Любить (2 спр.) любящ ий

Любить (2 спр.) любим ый

Формулировка задания: Из предложений … (№ предложений) выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется Н».

Какие знания необходимы?

1. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных:

Пишу Н :

А) если в прилагательном, образованном от существительного, есть суффиксы -АН-, -ЯН-. Пример: серебро + -ян- = серебряный кожа +-ан- = кожаный

ЗАПОМНИ!!! Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

Б) если в прилагательном, образованном от существительного, есть суффикс -ИН- (значение принадлежности). Пример: голубь + -ин- + голубиный

Пишу НН:

А) если в прилагательном, образованном от существительного, есть суффиксы -ОНН-, -ЕНН-.

Пример: революция + -онн- = революционный.

Исключение: ветреный, но безветренный (приставка влияет на написание).

Б) Н в корне + -Н- (суффикс прилагательного). Пример: осенний (осен+н)

2. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных:

Пишу НН если: А) Есть приставки, кроме не-. Пример: засушенный цветок; Б) Есть –ОВА-, -ЕВА-. Пример: маринованный; В) Есть зависимое(ые) слово(а). Пример: жаренная (в чём?) в масле рыба; Г) Слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида. Пример: решённый (решить – глагол сов. вид т.к. что сделать?).

Пишу Н если: А) Нет приставки. Пример: сушёный цветок; Б) Нет зависимых слов. Пример: жареная рыба; В) Слово образовано от глагола несовершенного вида. Пример: кошеный; Г) Краткая форма причастия. Пример: написан.

Примечание: Чаще всего слова с НН являются причастиями, а слова с Н отглагольными прилагательными, кроме краткой формы причастия (пункт под буквой «Г»).

3 . Н и НН в наречиях. В наречиях пишется столько же Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.

Пример: удобный — удобно, неожиданный — неожиданно, взволнованный – взволнованно.

4.Н и НН в существительных. В существительных, как и в других частях речи, может писаться Н и НН (это главным образом существительные с суффиксами -ник, -ница, -ость). Написание суффикса, как и у наречий, зависит от производящей основы. Н пишется:

А)Если существительное образовано от основы прилагательного с одним н, то в существительном пишется одно н. Например: песчаный — песчаник, гостиный — гостиница, юный — юность, пряный — пряник — пряности.

Б)Существительные, образованные от отглагольных прилагательных с одним н, пишутся тоже с одним н: вареный — вареник, путаный — путаник — путаница, ветреный — ветреник — ветреница – ветреность.

НН пишется: А) в существительных, образованных от существительных с основой на н с помощью суффиксов, содержащих н: измена — изменник, стакан — подстаканник, полено — поленница, мошна — мошенник’ — мошенничество;

Б) в существительных, которые образованы от прилагательных и причастий с двумя н: а) родственный — родственник — родственница, посторонний — сторонник, именинный — именинник — именинница, подлинный — подлинник — подлинность; б) выдержанный — выдержанность, утопленный — утопленник, воспитанный — воспитанник — воспитанность.

За правильный ответ — 1 балл.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правописание суффиксов разных частей речи и личных окончаний глаголов ОГЭ: Задание 5. Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.Москвы Королева Ольга Олеговна

Формулировка задания Из предложений 3-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН». Ответ: _________________ Что должен знать ученик, выполняя задание: правописание суффиксов различных частей речи; правописание Н и НН в различных частях речи; правописание личных окончаний глаголов и причастий настоящего времени.

Варианты формулировки Из предложений 6–9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». Из предложений 11-16 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано». Из предложения 2 выпишите прилагательное, в котором правописание суффикса определяется спряжением глагола, от которого образовано прилагательное. Из предложений 14-15 выпишите наречия, которые образованы приставочно-суффиксальным способом и в которым правописание суффикса зависит от той или иной приставки

Алгоритм выполнения задания: 1. Внимательно прочитайте все слова. 2. Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать согласно заданию. 3. Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.

Правописание кратких форм Краткое причастие -> Н Краткое прилагательное -> НН Можно в предложении заменить глаголом. Можно в предложении заменить полной формой этого слова. Сочетается с существительным в творительном падеже. Не сочетается с существительным в творительном падеже. В значении слова важнее значение действия. Например: Комиссия организована. = Комиссию организовали. Комиссия организована кем-то. В слове организована важнее значение действия. Вывод: это краткое причастие, поэтому пишется Н. В значении слова важнее значение признака предмета. Например: Девочка организованна, старательна. = Девочка организованная (нельзя заменить глаголом). Не употребляется с творительным падежом. В слове организованна важнее значение признака предмета (какова?). Вывод: это краткое прилагательное, поэтому пишется НН.

Правописание суффиксов наречий Суффикс в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от кратких прилагательных, можно определить, подставив под соответствующий предлог слово «окно»: издавна (из окна); справа (с окна). Запомните: смолоду; сроду; сослепу. Обратите внимание! Это правило не следует прилагать к наречиям, образованным суффиксальным способом от полных прилагательных: доверчиво (от доверчивый), бездушно (от бездушный), скрыто (от скрытый). В подобных наречиях на конце пишется наречный суффикс -О. Досуха - образовано от краткого прилагательного сух с помощью приставки ДО- и суффикса -А (до окна). Доходчиво - образовано от полного прилагательного доходчивый с помощью наречного суффикса -О.

Задание №5 Правописание суффиксов имён существительных, прилагательных, глаголов. Запишите слово в той же форме, что в предложении. 1. Из предложений 1 - 10 выпишите глагол, правописание гласной в суффиксе которого проверяется формой 1 -го лица настоящего времени. (1) Державина усадили за стол. (2)Экзамен начался. (3)Спрашивал Куницын по нравственным наукам. (4)Державин не слушал; голова его дрожала, он уставился мутным взглядом на кресла. (5)Так сидел он, дремля и покачиваясь, подперши голову рукой, отрешённый, казалось, от всего. (6)Губы его отвисли. (7)Начался экзамен по словесности. (8) - Пушкин! (9)Пушкин вышел вперёд бледный и решительный. (10)Галич знал о "державинских" стихах Пушкина

2. Из предложений 18-22 выпишите слово, в котором выбор букв О, Е (Ё) в суффиксе зависит от ударения. (18)Протока речки Марарайки и колодцы, которые обслуживали питьевой водой усадьбу, со временем были затоплены водой, затянуты тиной, и об их существовании говорят только воспоминания старожилов Тархан. (19)Но не всё так печально: во время расчистки территории около Круглого сада был обнаружен небольшой родничок, который сотрудники музея расчистили и обиходили. (20)И сегодня у этого родничка приятно посидеть. (21)Сохранение природной среды, создающей тонкую, неповторимую атмосферу старинной усадьбы, - одна из важнейших задач, решаемых в музее-заповеднике "Тарханы". (22)Благодаря усилиям всех сотрудников Тарханы - родина великого поэта - остаются образцом экологической чистоты, что отмечают многочисленные туристы.

3. Из предложений 12-15 выпишите слово(-а), в котором(- ых) правописание букв О, Е(Ё) после шипящих в суффиксе не подчиняется правилу и подлежит запоминанию. (12)Вдохновение - это еще и чувство хозяина открывшейся истины: это я знаю как никто другой, и я за это несу всю полноту ответственности. (13)Вдохновению может помешать многое. (14)Собственное тщеславие, жадность: не дал созреть замыслу поспешил. (15)Талантливому, но по-человечески слабому писателю может помешать воспоминание о копье редакторского карандаша.

4. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА» Перед косогором лежала большая поляна. Воздух над ней быстро нагревался, поднимался вверх. И тогда косогор окутывала дрожащая таинственная дымка, отчего синеватая хвоя сосен казалась воедино слитой с голубой далью горизонта, а их янтарные стволы начинали как бы светиться.

5. Из предложений 6-8 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН». (6)Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7)И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику.

6. Из предложений 53–58 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано». (53)Спасибо вам, дяденька, – прошептал я. (54)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил: – (55)За что? – (56)Я не знаю, за что... (57)И выскочил из избушки. (58)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес.

7. Из предложений 30–33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется одно Н». (30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. (31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. (33)Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет.

8. Из предложений 8–11 выпишите слово, написание которого определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». (8)Наташка взяла жестяную банку с червями и, заглянув внутрь, презрительно сказала: - (9)Разве это черви? (10)Вот у тёти Марьи на огороде… (11)И вывалила наших червей в глубоченную яму, приготовленную для силоса.

9. Из предложений 7–8 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н». (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена. (8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой.

10. В предложениях 24-25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом. (24)И она посмотрела бы - на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...

11. Из предложений 8-10 выпишите страдательное причастие прошедшего времени, в котором правописание суффикса зависит от наличия пояснительного (зависимого) слова. (8)У Люси аккуратно стриженный затылок. (9)Пальцы её быстро бегают по клавишам, вероятно, в техникуме она за эту быстроту всегда пятёрки имела. (10)Я слушаю «Кампанеллу», смотрю на Бёклина, на гипсового Бетховена, на вереницу уральских каменных слоников в буфете, но почему-то всё это мне кажется чужим, далёким, точно затянутым туманом.

12. Из предложений 31–33 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени. (31)Но время ежеутреннего контакта с дочерью истекает, они приехали. (32)А Ника, простившись с отцом и выйдя из машины, продолжает свой путь уже безо всякой уверенности. (33)Твёрдо она уверена лишь в том, что жизнь к ней немилостива и двойка по физике ей сегодня обеспечена.

13. Из предложений 14–20 выпишите прилагательное, правописание суффикса в котором не определяется общим правилом (является исключением). – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: – (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

14. Из предложений 23-26 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных от основы на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН». (23)Девчонка очень нервничала, всё задирала на самый лоб свою пуховую шапку с длинными ушами. (24)Немного погодя она подошла к Анне Николаевне и сказала: - (25)Наши сейчас все в киношку удерут, что-то надо делать! - (26)Не страшно, - ответила Анна Николаевна, - зато останутся самые ответственные.

ОТВЕТЫ: Спрашивал Родничок Ещё Окутывала Диковинным Смущенно Золочёном Приготовленную Длинной Стриженного Стриженный Уверена, обеспечена Деревянную Длинными

Использованные материалы http:// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru


Чтобы успешно выполнить задание 5 из ОГЭ по русскому языку, нужно иметь представление о правилах правописания суффиксов разных частей речи, личных глагольных окончаний. Не удастся обойтись без знания теории, причем пристальное внимание следует уделить исключениям из правил – они непременно встретятся при прохождении теста. Пятое задание, как и все остальные, не требует для выполнения дополнительных познаний. Все правила были изучены с пятого по девятый классы, осталось их вспомнить и применить. За корректное выполнение начисляется 1 балл.

Что придется вспомнить?

Потребуется знать:

    li> В каких случаях писать с одной, а когда с двумя «н» полные и краткие прилагательные; причастия, наречия, существительные.
  • Написание суффиксов в глаголах.
  • Спряжения глаголов.

Основные сложности

Мало вызубрить информацию в учебнике, надо понять ее. Чтобы верно применять правила, важно уметь отличать прилагательные от причастий. Это кажется непростой задачей, поскольку обе части речи отвечают на вопрос «какой?». Однако если в первом случае речь идет о характеристиках, то во втором – о каких-то действиях, поскольку причастие образуется от глагола. Именно этот момент вызывает затруднения у большинства девятиклассников. Следует потренироваться отличать краткие причастия, прилагательные от наречий – этот навык непременно пригодится на экзамене.

Трудности обычно возникают с «н» и «нн» в различных частях речи – это распространенная ошибка, которую часто совершают не только школьники, но и взрослые выпускники вузов. Если разобраться с этим вопросом, то проблемы вряд ли возникнут.

Секреты успеха

Подготовьтесь заранее. Распечатайте таблицы с примерами, упражняйтесь регулярно. Обязательно внимательно читайте текст вопроса. Многие девятиклассники делают ошибки не по причине незнания правил, а из-за того, что не поняли формулировку задания. Возможно, вам будет проще сделать то, что требуется, если вы сразу выделите суффиксы во всех словах.

Задание 4-5 ОГЭ: 1 вариант

1. С Малиновой горы открывается единственный в своем роде вид. Одних горных озер можно досчитать только до сотни, и это придаёт картине особенный характер, точно горами закрыто какое-то подземное море. Эти озёра уходят далеко в благоверную башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что все они соединены между собой протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие в степь реки.

А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением -«неполнота действия»

Б) Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В кратких причастиях пишется одна н»

2. Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Единственное, что раздражало композитора - скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Б) Из предложений выпишите слово(а), в котором(ых) правописание суффикса определяется правилом «В полном страдательном причастии с приставкой пишется нн»

3) Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.

А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.

4) Над горами появились облака – сначала легкие и воздушные, затем серые, с рваными краями. И море сразу же изменило краски – стало темнеть.

Цепляясь за лесистые вершины гор, облака опускались все ниже и ниже, захватывали ущелья и лощины, превращались в тяжелые, непроглядные тучи. Только горы, казалось, сдерживали их сейчас, но и горы ничего не могли сделать: сизая пелена ползла от гор к морю.

А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ее значения.

Задание 4-5 ОГЭ: 2 вариант

1. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь разноцветными огнями, бриллианты крупной росы.

А) Из предложений выпишите слово(а), в котором(ых) правописание приставки зависит от последующего согласного.

Б) Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В прилагательном пишется НН, если оно образовано от существительного с основой на Н»

2. Между деревьями вились, сплетаясь и расплетаясь, узкие тропинки, выбитые скотиной, - деревенское стадо обычно гонят через этот лесок. Длинные травяные гривки между тропинками блестели, густо осыпанные дождевыми каплями, в траве торчали жёлтые валуи, смачные и осклизлые. Валуев было столько, что даже становилось как-то неприятно: безобидные вполне грибы, которые даже солят, вызывали теперь какое-то брезгливое чувство. Много было и сыроежек – серых, розовых, густо-малиновых.

А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.

Б) Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В полном страдательном причастии пишется НН, если оно образовано от глагола совершенного вида»

3. Думая так, он не приметил, как вышел на набережную. Перед ним внизу стояло целое море воды, блестевшее в лучах солнца, далеко на горизонте медленно опускавшегося в него. Река, как и отражённое в ней небо, была покойна. Ни волн, ни частой сети ряби не видно было на её полированно-холодной поверхности. Широко размахнувшись, она, точно утомлённая этим размахом, крепко уснула.

А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением - «неполнота действия»

Б) Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В наречии пишется столько Н, сколько и в слове, от которого оно образовано»

4. Огонь был нужен человеку для света, для силы: он озарял и обогревал жильё, помогал готовить пищу. А потом человек научился использовать его тепло, чтобы добыть из воды могучий пар, двигающий машины.

Издавна огонь считался знаком радушия и дружбы. Огонь отпугивал зверя от человеческого жилья, но звал человека к человеку. И до сих пор говорят люди, приглашая в гости: «Заходи на огонёк!»

А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением - «приближение»

Б) Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «На конце наречия пишется А, если оно образовано при помощи приставок С, ИЗ, ДО»