«Знания будущего первоклассника» | МКОУ СОШ МО Славный
301505 Тульская обл., Арсеньевский р-н, пгт. Славный, ул. Школьная, д.8
8 (48733) 5-43-46 sosh.slavnyy@tularegion.org

«Знания будущего первоклассника»

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
✍ уметь четко произносить все звуки речи;
✍ уметь интонационно выделять звук в словах;
✍ уметь выделять заданный звук в потоке речи;
✍ уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
✍ уметь произносить слова по слогам;
✍ уметь составлять предложения из 3-5 слов;
✍ уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
✍ уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк — это животные);
✍ уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);
✍ уметь составлять несколько предложений о предмете;
✍ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
✍ уметь наизусть читать любимые стихотворения;
✍ знать автора прочитанного стихотворения;
✍ уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
✍ знать цифры от 0 до 9;
✍ уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
✍ уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
✍ знать знаки +, -, =, <, >;
✍ уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6 = 6);
✍ уметь соотносить цифру и число предметов;
✍ уметь сравнивать 2 группы предметов;
✍ уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
✍ знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
✍ уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
✍ уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;
✍ уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
✍ уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
✍ уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова, …);
✍ уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…);
✍ иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень — желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
✍ знать названия 1-3 комнатных растений;
✍ знать названия 12 месяцев года;
✍ знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
✍ в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
✍ полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
 знать правила поведения в общественных местах и на улице.

 

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе:
– учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
– умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен;
– умеет находить выход из проблемных ситуаций общения;
– признает авторитет взрослых);
– умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
– развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
– пространственная организация, координация движений (умение правильно определять «выше — ниже», «вперед — назад», «слева — справа»);
– координация в системе «глаз — рука» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
– развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
– развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
– развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию:
– связывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово — картинка» либо «слово — ситуация»).
Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?
1. Развитие мелких мышц руки:
– работа с конструкторами разного типа;
– работа с ножницами, пластилином;
– рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
Работать с этим вам помогут следующие книги:

– книга «Подготовка к школе». (О.И.Тушканова. Подготовка руки к письму. Волгоград, 1993);
– альбомы «От А до Я» (1, 2 выпуски);
– Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей» Ярославль, 1996;
– Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Мышление. Моторика);
– Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Окружающий мир);
– Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» Ярославль, 1996;
– Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»;
– Черелюшкина Л.В. «Развитие памяти детей» — Ярославль, 1996;
– «Подготовка к школе» (развитие внимания);
– Безруких М.М., Ефимова СП., Князева М.Г. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». — М., 1994.