«Профилактика суицида» | МКОУ СОШ МО Славный
301505 Тульская обл., Арсеньевский р-н, пгт. Славный, ул. Школьная, д.8
8 (48733) 5-43-46 sosh.slavnyy@tularegion.org

«Профилактика суицида»

Характерные черты суицидальных личностей:
 — настойчивые или повторные мысли о суициде;

 — депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;

 — чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки;

 — утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;

 — ощущение безнадежности и беспомощности;

 — неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;

 — в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;

 — «туннельное» зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;

 — амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.

 

Особенности суицидального поведения детей в разные периоды жизни:
  Во-первых, это — недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что- то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие смерти возникает у детей уже между 2 — 3 годами, и для большинства она не является пугающим событием.

  В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго.

  В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим.

  Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода.

Основные причины самоубийства:
  — изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

  — беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

  — безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

  — чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:
  — не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

  — доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

  — не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

  — дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

  — сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

  — говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

  — убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

  — не предлагайте упрощенных решений;

  — дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

  — помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

  — помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

  — помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Факторы, препятствующие реализации суицидальных намерений:
Под антисуицидальными факторами личности понимают такие сформированные положительные жизненные установки, жизненные позиции, комплекс личностных особенностей человека и такие душевные переживания, которые препятствуют осуществлению суицидальных намерений.

  К ним относятся:

  — интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким;

  — родительские обязанности;

  — выраженное чувство долга, обязательность;

  — религиозные представления о греховности самоубийства;

  — четкое осознание социальных требований, зависимость от общественного мнения;

  — представление о неиспользованных жизненных возможностях;

  — наличие творческих планов, стремление к самоактуализации и самореализации;

  — наличие эстетических критериев – нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти;

  — боязнь физического страдания.